Душевное, как и интеллектуальное, развитие ребенка происходит в значительной степени на основе разнообразных позитивных и негативных переживаний. Дело в том, что формирование системы связей между нейронами (нервными клетками) мозга обусловливается главным образом тем, что ребенок испытывает. Мозг новорожденного содержит более 100 миллиардов нейронов, что примерно равно количеству звезд в созвездии Млечного Пути. Согласно данным медицинских исследований, межнейронные связи в мозгу новорожденного ребенка еще очень слабо выражены и не оформлены. Они формируются и стабилизируются постепенно.
Единая сеть межклеточных соединений создается в мозгу ребенка в процессе накопления им тех или иных ощущений и переживаний. Отсюда следует, что окружающая среда, которая контролируется прежде всего родителями, непосредственно влияет на формирование и развитие детского мозга (хотя генетический фактор, безусловно, играет свою роль). Мы говорим сейчас о совершенно реальных вещах — о физической структуре мозга вашего ребенка. Карла Шатц, нейробиолог из Калифорнийского университета в Беркли, отмечает, что «при рождении мозг ребенка представляет собой готовую форму, приспособленную к приему разнообразных видов информации — визуальной, устной и любой другой». Все ощущения и впечатления, посылаемые органами чувств, укореняются в этой первоначально данной сети нервных клеток, со временем совершенствуя и развивая ее.
На первом году жизни число межнейронных связей растет феноменальными темпами, а мозг при этом избавляется от ненужных связей. Когда ребенку исполняется десять лет, лишние клетки постепенно отмирают, и мозг оставляет для себя только действительно уникальные и необходимые [29 — J. Madelein Nash, «Fertile Minds», Time Special Report, 3 February 1997, 49.].
Детский мозг, лишенный благоприятной, стимулирующей среды, сильно страдает. Согласно исследованиям, проведенным в Бейлорском медицинском колледже в Хьюстоне, мозг детей, с которыми мало играют, которых редко берут на руки, ласкают и прочее, развивается заметно медленнее, на 20-30 % отставая от нормы. «К трем годам жизни у ребенка, обделенного вниманием или обижаемого, проявляются признаки, которые с огромным трудом, если вообще, поддаются корректировке» [30 — Ibid., 51.].
Современные нейробиологи согласны с тем, что новорожденный ребенок — это не винтик и не генетически запрограммированный автомат. Его будущее в огромной мере зависит от того, что он переживает и как к нему относятся. В первую очередь в мозгу формируются межклеточные связи, управляющие эмоциями. «Начиная с двухмесячного возраста, переживаемые младенцем эмоции, такие, как удовольствие или неудовольствие, начинают преобразовываться в более сложные чувства — радость, огорчение, зависть, сопереживание, гордость, стыд» [31 — Ibid., 53.]. Любящее, заботливое отношение позитивно воздействует на детский мозг. Напротив, в мозгу ребенка, которому недостает любви и внимания, развиваются ослабленные типы межклеточных связей, а они могут гасить радостные эмоции, порождать тревогу и патологические реакции на стрессы.
Брюс Перри, врач из Бейлорского медицинского колледжа, говорит об огромной роли родителей в процессе создания межклеточной системы связей в мозгу ребенка и формирования типа реакции на стрессовые ситуации. Например, мозг детей, подвергавшихся физическому наказанию в первые годы жизни, развивает острую чувствительность к опасности. При малейшей угрозе у них учащается сердцебиение, активизируются стрессовые гормоны, мозг начинает тревожно прослеживать скрытые признаки возможной атаки. Поскольку мозг развивается постепенно и вначале в нем формируются более примитивные структуры, физическое наказание в первые годы жизни оказывается чрезвычайно губительным для ребенка [32 — Ibid., 55.].
В своей книге «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект») Даниель Гоулман пишет об эмоциональной памяти и называет ранние испытания, например, физическое или эмоциональное насилие, «грубыми, бессловесными эскизами будущей эмоциональной жизни». Далее он говорит:
«Первый эмоциональный опыт приобретается прежде, чем ребенок научится говорить о своих ощущениях и переживаниях, которые внезапно и резко заявят о себе позже, — а в эти ранние годы у детей еще отсутствуют клеточные структуры, позволяющие облекать в слова свои эмоциональные реакции. Одна из причин наших неадекватных реакций на стрессовые ситуации состоит в том, что они часто коренятся в далеком детстве, когда мы еще не могли ни рассказать о своих ощущениях, ни выразить свое непонимание происходящих вокруг нас событий. Мы часто испытываем массу хаотичных, одолевающих нас чувств, но не находим слов для описания прошлых переживаний, породивших эти чувства» [33 — Daniel Goleman, Emotional Intelligence (New York: Bantam, 1995), 22.].