В некоторых семьях между родителями и детьми каждое утро разворачивается настоящее сражение за шнурование ботинок. Один отец так выразился по этому поводу: «Когда я вижу своего сына с расшнурованными ботинками, то чувствую себя словно связанным. Я не знаю, надо ли нам заставлять его шнуровать ботинки, или пусть ковыляет, как хочет. Он будет просто счастлив, но неужели мы не должны научить его ответственности?»
Лучше всего не связывать чувство ответственности с завязыванием шнурков. Лучше избежать неприятных споров и купить ребенку ботинки на липучках или завязать ему шнурки без лишних слов и комментариев. Можно успокоить себя мыслью о том, что рано или поздно ваше чадо научится завязывать шнурки на ботинках.
Дети не должны ходить в школу одетые, как маленький лорд Фаунтлерой. Они не должны волноваться о том, как сохранить одежду чистой. Свобода ребенка бегать, прыгать и играть в футбол должна быть выше опрятности его одежды. Если ребенок приходит домой из школы в грязной рубашке, мать может спокойно сказать: «Кажется, у тебя сегодня был очень насыщенный день. Если хочешь переодеться, чистая рубашка висит в шкафу». Нет пользы напоминать ребенку о том, как он неуклюж, грязен и как мы
Устали стирать и гладить его рубашки. Реалистичный подход не опирается на допущение, что ребенок предпочтет чистоту возможности поиграть. Более того, мы должны считать само собой разумеющимся, что одежда ребенка недолго останется чистой после того, как он вышел из дома. Дюжина недорогих, немарких рубашек больше поможет душевному здоровью, чем дюжина проповедей на тему о чистоте и опрятности.
Более подробно проблема одежды обсуждается в главе 4.