Хорошо ли для подростка иметь друзей другого пола?
Да. Такая дружба хороша и для мальчиков, и для девочек. При этом девочки комфортно чувствуют себя в компании мальчиков и обучаются тому, как думают мальчики. Мальчики же получают возможность раскрывать свои чувства.
Первые попытки мальчика привлечь к себе внимание сводятся к тому, чтобы подразнить девочку с помощью каких-то физических действий: он может спрятать ее учебники, растрепать волосы, запустить в нее снежком. Реакция девочки обычно вполне традиционна и предсказуема: закричать, побежать либо за мальчиком, либо от него, выказать свое огорчение. Мальчик не знает, как ему следует говорить с девочкой, зато он хорошо знает, как можно побезобразничать, поэтому он прибегает к испытанному временем способу установления первых эмоционально окрашенных гетеросоциальных контактов.
Постепенно эти начальные контакты приобретают более сложный характер. Дразнить девочку теперь уже для мальчика неприемлемо. Начинает цениться «крутость» — уверенность в себе, уравновешенность, хладнокровие, умение поддержать разговор и проявить себя с лучшей стороны в различных ситуациях. Группа мальчиков и девочек разбивается на пары, отношения в которых приобретают характер нежной привязанности и влюбленности, по мере того как юноши и девушки начинают лучше узнавать друг друга. В табл. 12.1 наглядно показаны характерные фазы психосоциального развития подростков.
Таблица 12.1. Возраст и фазы психосоциального развития
Возраст |
Фазы |
Младенчество |
Аугосоциальная: мальчики и девочки интересуются только собой |
Примерно от 2 до 7 лет |
Поиск товарищей среди других детей независимо от их пола |
Примерно от 8 до 12 лет |
Девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу |
15-16 лет |
Отдельные юноши и девушки образуют пары |
17-18 лет |
Большая часть подростков ходит на свидания |
В целом средний возраст вступления в приятельские отношения с противоположным полом снижается — вероятно, в силу более раннего наступления половой зрелости и изменения социальных традиций. На ранних этапах эти отношения могут и не быть взаимными: объект привязанности может даже и не подозревать о том, что в него влюблены. (Автору известен случай, когда один мальчик пред-подросткового возраста продал свою подружку другому мальчику за юо красочных открыток, а девочка и не догадывалась, что она является чьей-то подружкой.) Однако с течением времени ожидаемая взаимность превращается в реальную.
Некоторые подростки, геи и лесбиянки, отдают себе отчет в своей нетрадиционной ориентации уже в раннем подростковом возрасте. Они, конечно, могут не испытывать потребности и желания развивать романтические отношения с противоположным полом. Но все равно, гомосексуальные подростки нуждаются в комфортных отношениях с лицами другого пола. Им также приходится учиться строить романтические отношения со своим полом. Из-за предрассудков и страха быть отвергнутыми часто это дается им труднее, чем налаживание отношений с
Аутосоциальность — период, в течение которого ребенок играет рядом с другими детьми, но не с ними.
Гетеросоциальность — период, когда подростки стремятся быть в обществе представителей обоих полов.
Гомосоциальность — период, во время которого ребенок предпочитает общество детей того же пола.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Вопросы, которые подростки старшего возраста задают о социальном развитии навыков общения
Нижеследующие вопросы иллюстрируют те тревоги, которые подростки среднего школьного возраста (7-9 классы) испытывают в отношении налаживания и развития своих социальных контактов. Выборка из вопросов, представленных автору в письменном виде подростками на занятиях по основам семейной жизни.
¦ Как преодолеть застенчивость в компании?
¦ Стоит ли вести себя как все, чтобы быть популярным?
¦ Должна ли девочка ждать, когда мальчик первым признается ей в любви?
¦ Почему я так заносчиво себя веду, когда знакомлюсь с новыми парнями?
¦ Стоит ли переживать, если ты в данный момент ни с кем не встречаешься?
¦ Как сделать так, чтобы парень тебя заметил, и как ему понравиться?
¦ Почему парни стесняются познакомиться?
¦ Как понравиться другим?
¦ Что парни ожидают от девушек?
¦ В каком возрасте можно начинать встречаться?
¦ Как преодолеть свой страх и пригласить девушку на свидание?
¦ Как правильно разговаривать с девушкой?
¦ Что делать, если ты размазня и боишься пригласить девушку на
Свидание?
¦ Как я могу понравиться лицу противоположного пола?
Юношеские любовь и увлечения
Любовь и романтические отношения интересуют большинство подростков. В одном из исследований более половины американцев в возрасте 12-18 лет отмечали, что были влюблены хотя бы раз в течение последних 18 месяцев (Furman, and Schaffer, 1998). Большинство американцев впервые влюбляются в раннем подростковом возрасте (Montgomery, Sorrell, 1998). Даже оставаясь в одиночестве, школьники старших классов сообщают, что по крайней мере пять часов в неделю они размышляют о реальном или воображаемом романтическом партнере (Richards, Crowe, Larson, Swarr, 1998). Мальчики начинают влюбляться в более раннем возрасте и влюбляются чаще, чем девочки, и более вероятно влюблены постоянно (Montgomery, Sorrell, 1998), возможно, потому, что их любовь основывается на внешней привлекательности девочек (Feiring, 1996).