В отличие от своих родителей дети никогда не ставят под сомнение существование ревности в семье. Им хорошо известно ее значение и воздействие. Независимо от того, насколько тщательно готовят детей к событию, появление в семье нового человека вызывает у старших детей ревность и обиду. Известно, что никакие, даже самые лучшие объяснения не могут убедить мать мужа отдать дом и хозяйство на произвол молодой невестки. Ни одна примадонна без боя не делится своей славой с восходящей звездой сцены. Во всех этих случаях обязательно возникают ревность, зависть и соперничество. Неспособность предвидеть их или удивление по их поводу есть невежество, которое никому не приносит счастья.
Появление второго ребенка в семье — это настоящий кризис в жизни первого. Резко нарушается весь привычный уклад жизни, и старшему ребенку требуется помощь, чтобы правильно сориентироваться и не сбиться с верного пути. Чтобы действительно помочь ребенку, а не просто проявить не нужную ему сентиментальность, мы должны знать нашу «звезду» и его истинные чувства.
Когда ребенку говорят о рождении брата или сестры, лучше избегать длинных объяснений и внушения ложных надежд, таких, как: «Мы так тебя любим, и ты такой чудесный, что мы с папой решили завести еще одного ребенка, такого, как ты. Ты тоже полюбишь нового малыша. Ты будешь им гордиться. У тебя появится верный товарищ по играм».
Такие объяснения не честны и не убедительны. Гораздо логичнее предположить, что ребенок сделает из него не тот вывод, на который они рассчитаны: «Если бы они и вправду любили меня, то им не понадобился бы второй ребенок. Я для них недостаточно хорош, и они решили заменить меня более совершенной моделью».
Очень обидно разделять с другим материнскую любовь. В представлении ребенка такое разделение всегда означает, что получишь меньше, как при дележе яблока или жевательной резинки. Перспектива делить мать с кем-то еще очень тревожит ребенка, а наши надежды на то, что ребенок придет в восторг по поводу новорожденного, находятся вне пределов детской логики. По мере того, как развивается беременность, опасения ребенка и его подозрения оправдываются во все большей степени. Ребенок видит, что хотя младенца еще нет, но он уже занимает часть матери. Мать становится менее доступной для него. Она то лежит больная в постели, то устала, то отдыхает. Ребенок не может даже посидеть у нее на коленях, потому что мамин живот уже занят скрытым, но занимающим все пространство пришельцем.
Представление пришельца. О рождении младенца ребенку можно сообщить без всякой помпы и фанфар. Вполне достаточно констатировать: «В нашей семье будет еще один ребенок». Независимо от немедленной реакции ребенка на эту новость, мы должны знать, что на уме у него множество невысказанных вопросов, а на сердце затаенное беспокойство. К счастью, мы — родители, и в нашей власти помочь ребенку пережить этот трудный этап его жизни.
Ничто не может изменить факта, что новый член семьи — угроза чувству безопасности старшего ребенка. Но укрепится или исказится его характер под действием стресса и
Напряжения, вызванного кризисом, зависит от нашей мудрости и умения справиться с ситуацией. Ниже приводится крайний пример опустошающего воздействия на ребенка известия о появлении на свет маленького брата:
«Когда родился Джон, отец взял меня с собой навестить его в родильном доме, ия до сего дня помню, как смотрел на этого краснолицего ребенка в маминых руках и слушал, что говорил мне отец: «Теперь ты должен стать намного лучше, чем был раньше, потому что у нас появился еще один ребенок. Ты больше не единственный. Теперь у нас есть ты и твой маленький брат. Теперь вас двое там, где раньше был только один ты». Думаю, с тех пор вся моя жизнь была посвящена одному — во всем превзойти брата и сделать его жизнь невыносимой».
А следующий ниже пример демонстрирует, как надо представлять старшему ребенку только что родившегося младенца.
Когда пятилетняя Вирджиния узнала, что ее мать беременна, она очень обрадовалась. Будущую жизнь с маленьким братиком она представляла себе безоблачной, полной роз. Мать не поощряла такой однобокий взгляд на вещи и сказала дочери: «Иногда он будет забавным, но иногда от него будет масса хлопот. Иногда он будет плакать и выводить нас всех из себя. Он будет мочиться в кроватку и какать в пеленки, и тогда от него будет плохо пахнуть. Маме придется купать его, кормить его и заботиться о нем. Ты, возможно, почувствуешь себя заброшенной. В тебе проснется ревность. Может быть, ты даже скажешь себе: «Она больше меня не любит, она любит нового младенца». Когда ты это почувствуешь, обязательно подойди ко мне, и я приласкаю тебя, поэтому не беспокойся о том, что перестану тебя любить».
Некоторые родители опасаются использовать такой подход. Они боятся закладывать в голову ребенка «опасные идеи». Таких родителей можно уверить в том, что эти идеи не новы для детей, и высказывание их вслух не принесет ничего, кроме пользы. Они иммунизируют детей против чувства вины, способствуют сближению с родителями и облегчают общение. Ребенок самой природой предрасположен чувствовать гнев и негодование по поводу новорожденного. Будет лучше, если он сможет открыто высказать свои муки и недовольство, чем станет тайно лелеять их в своей душе.