Не следует отвергать все масс-медиа без исключения, кое-чем можно воспользоваться для сообщения детям полезных сведений. Во-первых, мы можем считать, что масс-медиа способны научить ребенка общению со всеми слоями общества. Надо отдавать должное здоровым и познавательным программам и давать правильную оценку вредной и отрицательной информации. Мы должны научить наших детей использовать телевидение с максимальной пользой для себя. Также и видеоматериалы с положительной тематикой могут быть полезны для дискуссий об истинных — или ложных — ценностях, исходя из поведения экранных персонажей. Мы можем сделать Интернет окном в мир полезной информации для наших детей, помогающей им разобраться в том, что есть истина, а что ложь.
Во-вторых, мы, родители, должны делать все возможное, чтобы поддерживать в детях неприятие деструктивных тенденций в обществе. Для этого необходимо внимательно следить за тем, какие кинофильмы и телепрограммы смотрят наши дети.
Я считаю ошибочным запрет на телевизор, потому что почти все американские семьи имеют сегодня телевизоры, и дети, естественно, тянутся к ним. Запрещая детям смотреть телепередачи дома, мы тем самым провоцируем их заниматься этим в домах друзей, а это обязательно вызовет у них ощущение неполноценности собственного дома по сравнению с другими. В возрасте нормального пассивно-агрессивного поведения, они испытывают особенно сильную тягу к телевидению (в своем или чужом доме) как к средству выражения своих пассивно-агрессивных настроений.
Мне известно, что некоторые родители решают эту проблему путем домашнего обучения или какими-либо другими способами, уменьшающими подверженность детей влиянию масс-медиа. Это помогает формировать в детях отвращение к насилию и жестокости, однако не учит их противостоять повсеместному напору телевидения, Интернета и попмузыки (см. главу 11, в которой дается руководство по использованию детьми Интернета). Ребенку необходима защита от всякого вредного воздействия, а также умение самому принять правильное решение и отстраняться от негативных программ в отсутствие родителей.
Если ваши дети посещают кинотеатры и другие места досуга, нужно ограничивать время их пребывания там так же, как и в случае с домашним телевизором. Нельзя при этом забывать о маркировках фильмов. Детей не следует пускать на фильмы с индексом R. Невыполнение этого правила должно приравниваться к нарушению закона. Кроме этих, есть еще фильмы категории PG-13 и PG, которые тоже весьма сомнительны. Я бы рекомендовал регулярно просматривать кинокритику и рецензии в местных газетах, чтобы быть в курсе и помочь детям определиться с выбором фильмов. Вы можете запретить смотреть какой-то конкретный фильм категории PG, но при этом обязательно объяснить причину, например, так: «Из газетной статьи я узнал, что в этом фильме много зла и насилия, ия не хочу, чтобы ты привыкал к таким словам и сценам». Если ваш ребенок отправляется развлекаться в компании друзей, вы должны знать, куда они идут, с кем будут проводить время, что будут смотреть и чем заниматься.
В-третьих, мы обязаны создать условия для здорового досуга в своем доме.
Под здоровым досугом я подразумеваю активные виды отдыха и развлечений вместе с братьями и сестрами или друзьями. Я не имею в виду пассивное времяпрепровождение, к примеру, просмотр телепередач, видеофильмов или видеоигры. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети в подростковом возрасте предпочитали находиться дома, и мы обязаны сделать все, чтобы наш дом стал любимым местом для наших детей и их друзей.
Когда ваши дети дома, вы знаете, чем они заняты, вы можете общаться с ними; когда же они находятся в домах друзей, вы теряете это преимущество. Предоставляйте детям и их друзьям возможность разнообразного активного отдыха и участвуйте сами.
Когда наш сын Дейвид пошел на школьный вечер встречи выпускников, ему и другим его одноклассникам была предложена анкета. Им нужно было вспомнить самые памятные события школьных лет. И среди прочих вопросов был вопрос о любимом месте встреч. Наш дом был вторым в этом списке после любимого всеми кафетерия. Наши родительские старания не пропали даром, а самое главное — мы использовали шанс лучше узнать друзей наших детей. До сих пор многие из них остаются и нашими друзьями тоже.
В-четвертых, нужно сделать телевизор наименее важным предметом в доме. Вряд ли можно решить телевизионную проблему правильным выбором приемника, однако и это важно: лучше всего ему быть цветным, но небольшим по размеру. Хорошо бы поместить его в какое-нибудь невидное, не лучшее место в доме, и чтобы доступ к нему был несколько затруднителен. И никогда не следует ставить его в спальню. Помните, что ваше поведение — лучший учитель. Если вы, лежа в постели, смотрите телевизор, вы подаете дурной пример детям.
Ребенку нужно смотреть телевизор, но по конкретным поводам и случаям, это не должно превращаться в ежедневную рутину. Важнейшие ежедневные новости можно узнавать из газет, и, показывая детям такой пример, вы приучаете их пользоваться телевизором минимально и привлекаете их внимание к чтению как к одному из средств получения необходимой информации.