Модификация поведения

Модификация, или изменение, поведения стоит на последнем месте в списке методов управления поведением ребенка. Она включает позитивное воздействие (привнесение в окружающую ребенка среду позитивного фактора), негативное воздействие (удаление из этой среды позитивного фактора) и наказание (привнесение негативного фактора). В некотором смысле, модификационный подход нейтрален, поскольку предполагает как позитивные, так и негативные элементы. Однако этот «нейтральный» подход, если ему отводить первое место в процессе дисциплинирования, чреват серьезными осложнениями.

Во-первых, он может препятствовать проявлению безусловной родительской любви; во-вторых, он может способствовать формированию у ребенка эгоистических мотивов типа «А какая мне от этого выгода?»

Модификационный метод следует использовать осторожно и вдумчиво. Если родители злоупотребляют им, ребенок не чувствует себя любимым, и прежде всего потому, что в основе этого подхода заложена условность: ребенок получает награду только при условии определенного поведения. Данный метод не учитывает эмоциональные потребности

Ребенка и препятствует раскрытию безусловной любви родителей.

Если вы используете модификационный метод, приучая ребенка к дисциплине, то вы столкнетесь с еще одной опасностью: если родители слишком часто прибегают к нему, то их ребенок учится использовать тот же метод в своих интересах. Он будет делать то, что от него требуют, только с целью получить желаемое. Все это приводит к манипулированию другими людьми.

Несмотря на эти негативные моменты, модификационно-поведенческий подход в определенных ситуациях может быть довольно успешно использован. Например, в случае серьезных проступков детей на почве соперничества между ними;

Или если при дурном поведении у ребенка отсутствует чувство вины и раскаяния. Или при серьезном обострении взаимоотношений девочки-подростка и ее матери. Чем больше внушений она слышит от матери, тем более углубляется конфликт. Это совершенно обычное явление для раннеподросткового возраста у девочек, и здесь корректировка поведения просто необходима. Я очень люблю книгу Рут Петерс «Не бойтесь приучать к дисциплине» (издательство «Golden Books»). Рут Петерс — одна из немногих авторов, не скрывающих свою бихевиористскую ориентацию. Однако рекомендуемые ею методы корректировки поведения всегда оправданы конкретной ситуацией и проблемой. Это прекрасная книга, она необходима каждому родителю для лучшего понимания возможностей управления поведением ребенка.

Оставьте комментарий