Какова цель государственного образования?

Два направления должны рассматриваться при ответе на этот вопрос. Традиционалисты полагают, что цель образования состоит в обучении чтению, письму, арифметике. Новаторы полагают, что цель общественного образования состоит в том, чтобы дать ребенку навыки и умения, в которых он будет нуждаться во взрослой жизни. И те и

Другие согласны, что школы должны обратиться к хорошим горожанам, но они подразумевают под этим разные вещи. Традиционалисты полагают, что хорошие горожане разделяют традиционные американские ценности, а новаторы считают, что хорошие горожане активно участвуют в делах общества.

Такие философы образования, как Джон Дьюи (John Dewey), понимали, что классная комната должна стать лабораторией жизни, где учащиеся смогли бы подготовиться к самостоятельной жизни. Под влиянием прогрессивных идей многие школы ввели программы профессионального обучения и курсовые системы обучения, а изучение академических предметов ограничили специальной подготовкой к поступлению в колледжи. Было провозглашено, что цель образования, приближенного к реальной жизни, — освоение профессиональных навыков, умения отдыхать, сохранять здоровье, решать личные и общественные проблемы. Директора школ хвалились друг перед другом, насколько их программы, освобожденные от сухого академизма, успешно подготавливают учащихся к реальной жизни. Развитие личности стало не менее важным требованием, чем обучение навыкам чтения (Ravitch, 1983; Wood, Wood, and McDonald, 1988).

После первого спутника

Когда в 50-е гг. XX в. Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, Соединенные Штаты пережили потрясение. Общество стало буквально одержимо мыслью, что американская система образования не в состоянии обеспечить продвижение технического прогресса на одном уровне с Советским Союзом. Школы подвергались осуждению за «разбавленные» учебные программы, из-за которых молодое поколение американцев оказалось неспособным ответить на вызов, брошенный коммунизмом.

Безопасности. На нужды образования из федерального бюджета выделили около миллиарда долларов. Эти деньги были направлены на повышение уровня преподавания математики, естественных наук и иностранных языков. Школы модернизировали свои лаборатории. Новые учебные программы по математике и естественным наукам разрабатывали ведущие ученые, чтобы в них должным образом отразились последние научные достижения.

Шестидесятые и семидесятые годы

К середине 60-х гг. XX в. начала угасать холодная война, уменьшилась международная напряженность. Соединенные Штаты одновременно с этим погружались в пучину социальной нестабильности, расовой напряженности и антивоенных настроений. Общество переживало трудные времена, и вновь школа должна была принять вызов. Как часть объявленной президентом Джонсоном войны против бедности был принят крупный пакет законов, направленный на помощь детям из малоимущих семей. И опять поднялась дискуссия о том, соответствует ли образование требованиям жизни. Педагоги заявляли, что школа не готовит молодежь к реалиям взрослой жизни и что подростки должны проводить в общественных местах и на работе не меньше времени, чем в классе. Академические программы уступили место экспериментальному образованию, которое позволяло подросткам приобретать непосредственный профессиональный опыт. Начальные школы ввели в обиход так называемое «открытое» обучение, «разрушившее» стены классных комнат и давшее учащимся больше возможностей выбирать, чем они хотят заниматься. В средней школе были понижены выпускные требования. Количество учащихся, записывающихся на изучение математики, физики и иностранных языков, уменьшалось по мере того, как традиционное обучение уступало место независимым программам, индивидуальным учебным планам школьников и огромному разнообразию факультативных занятий. К концу 1970-х гг. более 40 % учащихся средней школы получали общее образование, которое не давало подготовки ни к поступлению в колледж, ни к профессиональной деятельности; 25 % их занятий приходились на производственную деятельность вне школы, учебу в классах выравнивания (для отстающих) и обучающие курсы, направленные на развитие личности и персональный рост (National Commission on Excellence in Education, 1983).

К середине 1970-х гг. мыслящие люди начали выражать тревогу в связи хотя и с медленным, но неуклонным снижением академических показателей. С 1963 по 1980 г. тестирование академических способностей (SAT) демонстрировало постоянное ухудшение результатов. Вербальные показатели снизились почти на 50 пунктов, а средние математические — на 40. Представители приемных комиссий высших учебных заведений (именно они проводили тесты в школах) в качестве причин такого прискорбного положения дел выделили ряд факторов, в том числе: снижение требований; пропуски занятий; произвольный выбор учебных курсов; отсутствие домашних заданий; недостаточная практика в чтении и письме. (Психологи и педагоги указывают и другие причины, в частности — напряженные отношения в семье, дезорганизацию, общую нестабильность.) Стало очевидным, что учащиеся средней школы предпочитают выбирать неакадемические предметы и лишь в редких случаях — курсы, необходимые для подготовки к поступлению в колледж.

Восьмидесятые годы

Протесты со стороны родителей и общественности становились все громче, что привело к созданию в 1983 г. Национальной комиссии по совершенствованию образования (National Commission 011 Excellence in Education), которая сформулировала ряд выводов.

1. Снизилось количество учащихся, которые получали наивысшие оценки (т. е. от 650 баллов и выше) по тестам SAT.

2. Снизились результаты тестов по таким предметам, как физика и английский язык.

3 — Анализ результатов общенациональных исследований, проведенных в 1969,1973 и 1979 гг., показал, что 17-летние школьники демонстрируют все меньше достижений в области естественных наук.

4. Средняя суммарная оценка учащихся по результатам наиболее стандартных тестов оказалась даже ниже, чем в год запуска спутника.

5. Почти 40 % 17-летних учащихся школ не в состоянии сделать выводы из прочитанного материала; только каждый пятый оказался способным написать убедительное сочинение; только каждый третий смог решить математическую задачу, требующую выполнения более чем одного действия.

6. Около 13 % 17-летних учащихся средних школ в Соединенных Штатах Америки можно считать практически неграмотными; среди молодежи из национальных меньшинств этот показатель достигает 40 96.

На этот раз причиной, вызвавшей необходимость возвращения к традиционному образованию, явилась не угроза со стороны Советов, а опасение, что нация будет не способна противостоять растущей экономической конкуренции со стороны Японии и Западной Европы и потеряет конкурентоспособность на мировом рынке. Реформаторы образования говорили о необходимости введения в школах более жестких академических требований; большего числа обязательных курсов — особенно по математике и физике; увеличения количества учебных часов; более высоких требований, предъявляемых к выпускникам.

К тому времени, когда комиссия выпустила свой отчет (1983 г.), Американская ассоциация школьных администраторов указала на следующие позитивные тенденции (American Association of School Administrators, 1983).

1. Результаты SAT стабилизировались и даже наметился их некоторый подъем.

2. В течение последних шести лет учащиеся выбирают все больше академических курсов.

3. Во многих штатах уже повышены требования, предъявляемые к выпускникам.

4. Многие районные школы уже повысили требования к учащимся.

5. Процент подростков, зачисленных в школы, продолжает расти; к тому же было объявлено, что в американских школах 17-летних подростков учится больше, чем в любой другой стране.

6. Средний гражданин нынешнего поколения лучше образован и больше знает; он грамотнее своих предшественников, обладает более глубокими знаниями в области математики, литературы и науки.

7. Согласно данным ООН, в Соединенных Штатах один из самых высоких в мире уровень грамотности.

Девяностые годы

Оптимизм Американской ассоциации директоров школ середины 1980-х гг. был недолгим, результаты экзамена SAT действительно улучшились в 1986 г., однако после этого результаты по математике ухудшались в течение примерно пяти лет, результаты по гуманитарным дисциплинам продолжали ухудшаться до 1993 г., в котором отмечалось незначительное улучшение.

Экзамен SAT был изменен в 1993 г., чтобы учесть изменения характеристики студентов, сдающих его сейчас. Рисунок 15.1 показывает изменение результатов SAT среди выпускников средней школы, намеревающихся поступать в колледж с 1971 г., все результаты до 1993 г. были учтены в построении графика.

Год

Рис. 15.1. Изменения в результатах экзамена SAT: 1971-2001 гг. Данные College Board (2003)

Новаторы — это те, кто подчеркивает, что целью образования является подготовка учащихся к реальной жизни.

Тест академических способностей (SAT) — это тест, с помощью которого оцениваются способности к выполнению академической работы.

Традиционалисты — это те, кто подчеркивает, что целью образования является обучение основам наук.

Образование в 1990-х гг. отличалось переходом к альтернативным формам обучения. Продолжающееся недовольство системой государственного образования и знание о неоднородности обучающихся в школах США подтолкнули родителей и педагогов к экспериментам со множеством новых подходов к обучению. Кроме традиционных государственных и частных школ были предложены другие их виды. Спецшколы существовали уже десятилетиями, но популярность этих школ чрезвычайно повысилась в 1990-х гг. Спецшколы — это школы с определенным уклоном в рамках государственной школьной системы, к примеру, спецшкола может специализироваться на преподавании искусства или африканской культуры. Более новыми являются чартерные школы. Узаконенные в 36 штатах чартерные школы являются чем-то средним между государственными и частными школами. Они являются государственными в том смысле, что содержатся за счет налогоплательщиков и о своей деятельности отчитываются правительству. Частными они являются в том смысле, что не связаны большинством строгих правил и постановлений, они основываются и управляются корпорациями или физическими лицами, которые разрабатывают свою собственную программу, которую, в свою очередь, выбирают для своих детей родители. Чартерные школы даже более разнообразны, чем спецшколы по своим программам и подходом к обучению, различия между государственными и частными школами стали еще более стертыми, с тех пор как школьные округи стали больше использовать гранты. Система грантов означает, что образовательный округ субсидирует стоимость обучения студенту, поступающему в частную школу. Гранты существуют уже долго, но их использование растет и расширяется. Раньше гранты предоставлялись только студентам, проживающим в сельскохозяйственных районах, там, где нет государственных школ, или тем, кому требовались специальные условия по состоянию здоровья. Сейчас система грантов стала более распространенной.

Еще один тип учебных заведений — техникумы, создан для студентов, не заинтересованных в получении степени бакалавра после старшей школы. Более чем в 30 штатах наладили связь со средними учебными заведениями, так чтобы выпускники могли получить профессию вместе с дипломом об окончании старшей школы.

Гранты — способ, с помощью которого общеобразовательные школы субсидируют обучение в частной школе.

Открытая запись — система, позволяющая учащимся самим выбрать подходящую школу среди множества общеобразовательных школ, иногда даже среди тех, что находятся в других районах.

Спецшколы — школы, в системе общего среднего образования, предлагающие ученикам углубленное изучение отдельных (специальных) предметов.

Техникумы — средняя школа, сотрудничающая с местными колледжами для обеспечения профессиональной подготовки учащихся, не проходящих обучение в колледже.

Чартерные школы — частные школы, финансируемые и управляемые частными корпорациями или частными лицами; подотчетные государству, но относительно свободные от предписаний.

Кроме того, во многих штатах (к примеру, в Миннесоте, Денвере и Айове) в последнее время получила распространение политика открытой записи. Сторонники открытой записи считают, что эта политика поможет улучшить государственное образование, потому что школы будут бороться за учеников. Так как денежные гранты часто выдаются нескольким студентам, то школы будут стараться работать лучше в условиях открытой записи.

Возможно, самой известной инновацией в образовании является домашнее обучение. Движение домашнего обучения началось в 1980-х гг. и в основном ценилось консервативными христианами, которые хотели оградить своих детей от аморального губительного воздействия. Сейчас это широкое движение, и более чем один миллион американских детей обучаются на дому. Подход к обучению на дому сильно отличается. Некоторые родители следуют установленной программе, другие — нет. Некоторые родители весь день держат своих детей дома, в то время как другие поощряют их участие в общественной жизни. В определенных штатах детям, обучающимся на дому, разрешается проводить часть дня в государственной школе, чтобы они могли принимать участие во внешкольной деятельности, такой как драматические кружки, музыкальные группы или спортивные секции. Хотя некоторые исследователи утверждают, что обучающиеся на дому дети хорошо сдают стандартные экзамены, эти данные неубедительны из-за скудной методологии исследований. Учитывая разнообразность подходов к их обучению, скорее всего, можно сделать вывод, что некоторые дети, обучающиеся на дому, будут хорошо успевать в колледже и не испытывать трудностей в работе, а другие — нет.

Начало XXI в.

Пока слишком рано оценивать спектр образовательных изменений,

Появившихся в начале XXI в., но основная инициатива новой политики была принята президентом Дж. Бушем в 2001 г.: акт «Ни один ребенок не оставлен без внимания». Он основывается на четырех принципах:

школы должны отвечать за успехи своих учеников и награждаться либо наказываться в зависимости от их успехов;

стоит усилить местный контроль за школами;

у родителей и учащихся должны быть расширенные возможности;

должны поощряться инновационные методы обучения.

Другая особенность этого нового закона — это раннее тестирование всех учащихся 3-8 классов с целью определения их способностей в основных областях знаний. Кроме того, штатам предоставляется большая свобода в распоряжении федеральными финансовыми средствами на образование, родителям предоставляется большая свобода выбора школы, в которую они хотят отдать своих детей, в начальном образовании приоритетным становится обучение чтению. В общем, тезис «Ни один ребенок не оставлен без внимания» является возвратом к традиционному подходу: главное внимание при этом уделяется научению чтению и другим основным предметам. В чем-то он является противоречивым. Его противники утверждают, что тестирование является стрессом и на самом деле ухудшает качество образования, так как учителя «готовят к сдаче тестов». Это также означает, что школы, которые ниже принятых стандартов, потеряют субсидирование и еще больше отстанут от этих стандартов. Закон не был должным образом профинансирован, и поэтому многие жалуются, что требующиеся на выполнение закона деньги могли бы быть потрачены на улучшение образования. Другие жалуются на то, что закон перекладывает контроль над образованием с руководства штатов, которое обычно его

Осуществляло, на федеральный уровень. И наконец, не все согласны с новыми методами обучения чтению, которые предлагаются. Потребуется несколько лет, чтобы решить, работает ли этот новый закон на улучшение государственного образования.

Средняя школа

Как уже обсуждалось в этой книге, подростки значительно отличаются от детей, а младшие подростки значительно отличаются от старших. С увеличением населения США был естественным переход от однокомплектной школы, которая обучала детей всех возрастов в одной классной комнате, к системе, в которой старшие ученики обучались отдельно от младших. Наверное, самой ранней моделью такой системы было разделение школ на начальные (с 1 по 6 класс) и средние (с 7 по 12). Позже самым распространенным стало разделение на начальную, младшую среднюю и среднюю школу. Как понятно из названия, младшие средние школы представляли собой средние школы для младших подростков. Структура их во многом напоминала среднюю школу: детей обучали учителя-предметники, в школах обучалось больше учащихся, и можно было разделить их согласно их способностям.

Недавно было решено, что такая модель младшей средней школы плохо соответствует специфическим потребностям младших подростков, поэтому были созданы средние школы. Не существует единой согласованной структуры средних школ, в зависимости от населенного пункта средние школы могут включать с 5-го по 7-й классы, с 5-го по 8-й, с 6-го по 7-й, с 6-го по 8-й, 7-го по 8-й или 7-го по 9-й класс. В идеале эти школы не должны представлять собой просто переименованные и перекомплектованные младшие и средние школы. Скорее они должны отличаться от них по сути.

Оставьте комментарий