Как развитие этнической идентичности влияет на самооценку?

У интегрированных подростков — тех, кто придерживается смешанного бикультурализма либо синтеза двух культур, — более высокая самооценка, чем у ассимилированных подростков.

Предыдущие теоретические исследования подростков, имеющих родителей из разных рас, нарисовали безрадостную картину данной ситуации: считалось, что они относились к типу «ни то ни се», маргинализированные членами обеих этнических групп своих родителей, и в результате имели

Низкую самооценку и слабое чувство Я (Bracey, Bamaca, and Umana-Taylor,

2004). В более поздних эмпирических исследованиях найдены другие результаты: в некоторых исследованиях было установлено, что у подростков родителей из разных рас высокая самооценка (Brown, 2001), в то время как в других не было установлено существенных различий между Я-концепцией подростков родителей из разных или одной и той же расы (Phinney, and Alipuria, 1996). Подростки родителей из разных рас с хорошо развитым чувством этнической идентичности представляют собой подростков, у которых чаще всего высокая самооценка (Bracey, Bamaca, and Umana-Taylor,

2004).

Этническая идентичность и белокожие подростки

Обладают ли белокожие студенты этнической идентичностью? Многие, если не большинство, таковой не имеют (Phinney, and Alipuria, 1990; St. Louis, and Liem, 2005). Это потому, что их собственная этничность не настолько важна для них и не так очевидна. (Самооценка обычно соотносится с этнической идентичностью белокожих подростков только в тех ситуациях, когда они находятся в меньшинстве (Robertsetal., 1999), т. е. в ситуациях, аналогичных для большинства подростков из меньшинств, которые находятся в окружении культуры большинства). Несомненно, некоторые белокожие подростки все-таки в немалой степени идентифицируют себя с этнической или религиозной группой (автор с удовольствием вспоминает годы, проведенные в Миннесоте, где многие люди с особым рвением и с гордостью отождествляют себя с норвежскими американцами), а их этническая принадлежность может быть для них важным источником гордости.

В общем, исследования этнической идентичности четко демонстрируют, что наличие позитивной этнической идентичности в немалой степени связано со здоровой самооценкой у небелокожих американских подростков (Smith,

Walker, Fields, Brookins, and Seay, 1999). Интеграция — а это хорошее отношение и ощущение комфорта как в этнической, так и в доминантной культуре — наиболее тесным образом связана с позитивной Я-концепцией.

Гендер

Слово пол, при использовании психологами и социологами, указывает на анатомические характеристики человека. Если у вас есть пенис и мошонка, то вы мужчина, а если влагалище и половые губы, то вы женщина. Пол определяется хромосомами и внутриутробными гормонами, это биологический феномен. Таким образом, каждый человек, который рождается, имеет биологический пол.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВОПРОСЫ

Этническая социализация родителей

Поскольку количество детей этнических меньшинств растет, социализация данных детей в подростковом периоде становится все более интересной и важной темой для обсуждения. Судя по результатам исследований, оказалось, что родители из меньшинств сталкиваются с тремя различными трудностями. Их детей необходимо социализировать как в своей собственной, так и в доминантной культуре, а также они должны уметь определять предрассудки и дискриминацию. Первая трудная задача — обучение детей своей собственной культуре, — казалось, должна быть наименее проблематичной, поскольку ожидается, что дети ей обучаются естественным образом дома. Тем не менее из нескольких исследований афроамериканских семей нам известно, что требуется определенное количество подробного обучения культуре. Второй вопрос социализации включает обучение детей тому, как вести себя в доминантной культуре, т. е. необходимо научить детей преуспевать в обществе в целом. Афроамериканские родители обычно учат своих

Детей быть бикультурными. Частично, чтобы ужиться в обществе, необходимо развить в себе навыки преуспевания. Чтобы этого достичь, детей побуждают много трудиться и делать все по совести. И последний вопрос, общий для всех исследований о социализации афроамериканцев, касается подробного обучения и подготовки детей к возможному столкновению с предрассудками и дискриминацией. Необходимо особо выделить расовые барьеры и закрытые возможности.

В одном исследовании об этнической социализации родителям задавали ряд вопросов:

1. Пытаетесь ли вы обучить своего сына или дочь культурным особенностям вашей этнической группы?

2. Пытались ли вы обучить своих детей тому, как относиться к доминантной американской культуре?

3 — Говорили ли вы с ним или с ней о том, как относиться к обзыванию и дискриминации?

4 — Пытались ли вы лично подготовить ваших детей к жизни в мультикультурном обществе?

Всесторонние интервью, проведенные с японцами, американцами, афроамериканцами и латиноамериканцами, рожденными в Америке, в возрасте от 16 до 18 лет, а также одним родителем каждого из этих подростков, выявили значительные отличия между этническими группами. Афроамериканские родители чаще обсуждали предрассудки со своим ребенком. Японо-американские и афроамериканские родители уделяли большее внимание адаптации в обществе, чем латиноамериканские родители. Достаточно интересен тот факт, что подростки, в которых воспитывали понимание расовых барьеров и

Которых предупреждали о соответствующем межрасовом поведении, получали более высокие оценки и имели более сильное чувство собственных достижений (Phinney, and Chavira, 1995).

С первого дня жизни каждому человеку присваивается гендер. Гендер — намного более широкое понятие, чем пол. Он включает в себя все культурные ассоциации и ожидания от какого-либо биологического пола.

Это психологический и социальный феномен. Некоторые из этих культурных ожиданий прямо основаны на биологии, например: только женщины могут беременеть и рожать детей или спортсмены-мужчины могут иметь большее количество мышечной массы по сравнению с женщинами. Некоторые культурные ожидания более косвенно связаны с биологией, например: женщины должны вскармливать детей в целях заботы о них, а мужчины должны соревноваться друг с другом, чтобы привлекать особ женского пола. Еще иные культурные ожидания имеют малое отношение либо не имеют никакого отношения к биологии или истории эволюции: только женщины могут носить юбки (но не в Шотландии) и только мужчины должны принимать участие в контактных видах спорта.

То, что человек чувствует относительно своего пола и гендера, является важной частью идентичности. Понимание того, как общество характеризует ваш гендер, и развитие собственной системы правил относительно того, как кто-либо одного гендера с вами должен себя вести, является, таким образом, важнейшей частью формирования идентичности.

Биологический пол

Биологический пол предопределяется генами и гормонами. Плод становится мужским или женским в зависимости от того, включает ли он в себя хромосомы XV или XX, и в зависимости от уровня мужских и женских гормонов в крови. Гормоны могут оказывать определенное влияние на физические характеристики даже после рождения. Мужские гормоны могут быть прописаны женщине, что будет способствовать росту бороды, волос на теле, клитора и развитию мужских мускулов, телосложения и силы. Точно так же женские гормоны могут быть прописаны мужчине, что будет способствовать развитию груди, повышению тона голоса и приведет к развитию других женских черт. Таким образом, женственность и мужественность являются достаточно гибкими и могут быть частично изменены.

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Какая разница между полом и гендером?

Пол — это чисто биологическое понятие: может быть мужским или женским. Гендер — это социальное понятие, которое включает в себя ожидания относительно того, какими должны быть мужчины и женщины.

Гормоны изменяют физические характеристики, но могут ли они повлиять на поведение, характерное для каждого пола? Если женщины подвергаются чрезмерному андрогенному (маскулинизирующие половые гормоны) влиянию до рождения, то они становятся более похожими на мужчин, физически более сильными и более напористыми, чем другие женщины. В детстве они будут предпочитать играть с мальчиками, а не девочками, и будут выбирать более энергичные игры по сравнению с относительно спокойными играми большинства девочек предпубертатного возраста. Аналогичным образом юноши-подростки, родившиеся от матерей, которые принимали эстроген и прогестерон во время беременности, часто менее агрессивны и физически менее сильны, а также могут нередко вести себя не совсем так, как ожидают от мужчин (Rabin, and Chrousos, 1991). Из этого следует, что изменение внутриутробного уровня гормонов у человека может оказывать выраженное влияние на гендерно-ролевое поведение. Тем не менее после рождения гормональные изменения оказывают намного меньшее влияние на уже очевидные маскулинные/фемининные признаки.

Гендерная идентичность ребенка начинается с когнитивного присвоения ребенку гендера при рождении. Тем не менее общество также играет немаловажную роль,

Приписывая определенные качества женственности либо мужественности ребенку

Теории когнитивного развития

Теории когнитивного развития предполагают, что формирование гендера начинается с присвоения гендера ребенку при рождении, который постепенно им принимается по мере роста. Во время рождения присвоение рода в основном происходит на основании исследования гениталий. С этого момента ребенка считают либо мальчиком, либо девочкой. Если присутствуют генитальные аномалии, то присвоение гендера может оказаться ошибочным, если оно не будет согласовано с половыми хромосомами и имеющимися гонадами. Тем не менее даже если оно является ошибочным, установление гендера обычно идет в соответствии с тем полом, в котором воспитывается ребенок.

Присвоение гендера влияет на то, как ребенок себя воспринимает, а также на то, как другие его воспринимают. Когнитивные теории, естественно, сосредоточиваются на представлении ребенка о самом себе. Они придерживаются такого мнения, что самоопределение ребенка как мальчика либо как девочки является основой для развивающегося поведения, связанного с установленным гендером. Например, ребенок, который осознает, что он принадлежит к мужскому полу, начинает действовать в соответствии с ожиданиями от мужчин. Он начинает структурировать свой собственный опыт относительно принятого им гендера и действовать в соответствии со своей половой ролью. Дифференциация по полу происходит постепенно, по мере того как дети учатся быть мальчиками или девочками в согласии с культурно обусловленными ожиданиями от определенного гендера и их интерпретации данных ожиданий (Trepanier-Street, Romatowski, and McNair, 1990).

Наиболее широко принятый вариант представления о когнитивном развитии гендера называется теория гендерной схемы. Гендерная схема представляет собой многоступенчатый процесс развития. Сначала дети узнают о том, что они являются девочками либо мальчиками (даже если сначала им непонятно, что конкретно это значит). Далее дети осознают, что не только людей, но также и вещи, и поведение можно охарактеризовать как женские и мужские. Детей естественным образом больше интересуют вещи и поведение, которые соответствуют их категории, чем вещи и поведение, которые к ним не относятся. Таким образом, они уделяют больше внимания и больше узнают о предметах и поведении, присущих своему гендеру, чем о тех, которые относятся к другому гендеру То, что нам начинают нравиться вещи, с которыми мы знакомы, — это хорошо установленный факт человеческой натуры. Такие вещи заставляют нас чувствовать себя комфортно. Из этого следует, что дети будут предпочитать действия, соответствующие их гендеру, и будут чаще их выполнять, чем действия, которые не соответствуют их гендеру (Martin, Ruble, and Szkrybalo, 2002).

Гендер — психологическое/социальное понятие, которое определяет, что значит быть мужчиной или женщиной.

Пол — биологическое наследие, может быть мужским или женским.

Теория гендерной схемы — вариант подхода когнитивного развития к гендеру, который подчеркивает этапы категоризации, направленности внимания и интереса.

Влияние общества

Дети развивают свое отношение к гендеру не в вакууме: они окружены родителями, учителями, другими взрослыми, друзьями и не очень дружелюбными сверстниками, которые формируют их взгляд на известное им подобающее мужское и женское поведение. Даже те люди, с которыми дети незнакомы и с которыми напрямую не общаются, такие как продюсеры телевизионных шоу и фильмов, музыканты, чьи песни можно услышать по радио и чьи видеоклипы можно увидеть на телевидении, — забрасывают их образами мужчин и женщин. Посредством таких наблюдений и взаимодействия дети узнают о гендерных ролях, определяемых их обществом, т. е. о том поведении, которое ожидается от мужчин и женщин в тот или иной момент. Например, агрессивность — это характеристика мужской американской гендерной роли; эмоциональность — это характеристика женской роли. Употребление еды не является частью чьей-либо гендерной роли, потому как и мужчины, и женщины едят с более или менее одинаковой регулярностью. (Тем не менее употребление либо избегание употребления определенной еды может быть частью чьей-либо гендерной роли. В некоторых социальных кругах поедание колбасы по сравнению с поеданием огуречных бутербродов считается более мужским занятием.) Индивидуумов описывают как мужчин или женщин в зависимости от того, насколько они действуют в соответствии с гендерноролевыми ожиданиями.

Маскулинность

Традиционно маскулинные мужчины должны были быть агрессивными, сильными, влиятельными, самоуверенными, храбрыми, смелыми, логичными и неэмоциональными (Brannon, 1999). Плек (Pleck, 1976) описал традиционную американскую мужскую гендерную роль четырьмя директивами. Предполагается, что мужчина должен быть «важной персоной», т. е. должен быть успешным и иметь высокий статус. От него также ожидается, что он будет «крепким орешком», таким как Джон Уэйн, Клинт Иствуд и Арнольд Шварценеггер: он должен постоянно проявлять стойкость, уверенность в себе и в своих силах. Мужчине разрешается и от него ожидается, что он, а также будет храбрым и способным решать проблемы, применяя насилие, если в этом появится необходимость. В заключение мужчине говорят: «Никаких сюси-пуси», — другими словами, всяких интересов либо поведения, которые хоть как-то могут напоминать женское, необходимо избегать любыми путями. Особенно валено, чтобы мужчина избегал любого выражения заботы или доброты по отношению к другим мужчинам (Rabinowitz, 1991; Salt, 1991).

Хотя многие члены американского общества отошли от такой суровой концепции маскулинности, некоторые группы все еще ее придерживаются. Например, молодые парни, которые становятся членами незаконных уличных группировок, очень озабочены тем, чтобы выглядеть по-мужски. Многие из обычаев, из которых состоит их ритуал принятия в банду, таких как необходимость подраться с кем-либо или необходимость продемонстрировать свое мужество посредством выполнения каких-то опасных действий (например, пробежаться по рельсам в метро), — напоминают об устаревших идеалах мужества (Hunt, and Laidler, 2001).

Фемининность

Каким является традиционное представление о фемининности, согласно тому, чему учат в средней школе в обществе США? В прошлом предполагалось, что женщины должны быть покорными, ранимыми, нежными, любящими, сентиментальными, зависимыми и эмоциональными. Фемининная женщина никогда не должна была быть агрессивной, грубой или вульгарной в речи или поведении. Предполагалось, что она должна быть мягкосердечной, могла легко заплакать, расстраиваться из-за мелочей и ей должны были нравиться несерьезные вещи. Предполагалось, что она должна была быть зависимой, послушной и прежде всего она должна была интересоваться домом. Сегодня очень малое количество социальных групп придерживаются данного стереотипа женственности, что говорит о том, что в представлениях людей произошли серьезные изменения.

Теория социального научения

Теория социального научения предполагает, что ребенок учится вести себя в соответствии с типом поведения, характерным для определенного пола, точно так же, как он учится любому другому типу поведения: при помощи похвалы, наказания, непосредственного объяснения, а также ориентируясь на пример. С самого начала мальчики и девочки социализируются по-разному. От мальчиков ожидают активности, враждебности и агрессивности. Они должны драться, если их дразнят, и противостоять хулиганам. Если они ведут себя в соответствии с ожиданиями, то их хвалят, а если они отказываются драться, то их критикуют за то, что они ведут себя, как «баба». Аналогично девочек осуждают и наказывают, если они ведут себя слишком бурно или агрессивно, и поощряют, если они вежливы и послушны. В результате мальчики и девочки вырастают, проявляя различные типы поведения (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Как дети учатся вести себя в зависимости от пола, к которому принадлежат

Механизм

Мужской пример

Женский пример

Поощрение

Мальчика хвалит его команда за то, что он перехватил мяч в игре, и это привело к победе. На следующий день он тренируется быстро бегать, чтобы в будущем осуществлять еще большее количество перехватов

Девочку учительница хвалит за то, что ока так тихо работает за своей партой. Девочка продолжает работать, не вставая и не разговаривая с другими

Наказание

Отец высмеивает мальчика за то, что тот плачет, когда умер его домашний любимец. Впоследствии мальчик избегает плакать 8 присутствии других

Девочки отказываются играть с другой девочкой, которая играет си ли ком жестко. На следующий день девочка играет более спокойно

Объяснение

Дедушка учит внука, как ловить рыбу. Мальчик днями рыбачит после школы в ручье за домом

Мать учит девочку вязать Девочка вяжет шарф в подарок тете на день рождения

Копирование

Мальчик смотрит интервью с известным спортсменом, который использует бранные слова. Мальчик начинает ругаться в разговорах со своими друзьями

Девочка случаю слышит, как ее старшая сестра обсуждает девушек, которые одеваются не по моде Попе она критикует немодно одетых девушек при своих подругах

По мере взросления ребенка его разными способами обучают традиционным гендерным ролям и представлениям. Например, значительную роль в процессе социализации играет телевидение (как для взрослых, так и для детей). Телереклама и телевизионные программы содержат значительное количество гендерных предубеждений и сексизмов (Calvert, 1999). Еще один способ усиления гендерных ролей — это дать ребенку гендерно маркированные игрушки, которые могут повлиять на выбор профессии. Например, мальчиков можно убедить быть учеными, космонавтами и футболистами, а девочек — медсестрами, учительницами и стюардессами (Blakemore, and Centers, 2005).

Не осознавая этого, многие учителя в школе все еще развивают у детей традиционное маскулинное/фемининное стереотипное поведение. Исследования отношений учителей к мальчикам и девочкам показывают, что учителя в основном поощряют мальчиков, если они ведут себя уверенно в классе (Sadker, and Sadker, 1995). Когда учитель задает вопросы, мальчики выкрикивают ответы, не поднимая руки, буквально перехватывая внимание учителя. Большинство девочек терпеливо сидят с поднятыми руками, но если девочка выкрикивает ответ, то учитель делает ей замечание: «В этом классе мы не выкрикиваем ответы, мы поднимаем руки, чтобы ответить». Намек очень тонкий, но убедительный: мальчики должны быть напористыми в учебе, девочки должны быть спокойными.

Дети также принимают на себя соответствующие гендерные роли в процессе идентификации с другими и копируя поведение других, особенно родителей. Идентификация с родителями — это процесс, при котором ребенок перенимает и усваивает ценности родителей, взгляды, модели поведения и личностные характеристики. Идентификация начинается вскоре после рождения, так как ребенок в раннем детстве зависит от родителей. В свою очередь, эта зависимость обычно приводит к тесной эмоциональной привязанности. Обучение гендерной роли происходит практически бессознательно и косвенно в тесных отношениях между родителем и ребенком. Дети слушают и наблюдают, как ведет себя каждый из родителей, как говорит, одевается и ведет себя по отношению к супругу или супруге, к другим детям или к людям вне семьи. Таким образом, ребенок узнает, что значит быть матерью, женой, отцом, мужем, женщиной и мужчиной через примеры и через ежедневное общение и близость.

Частный пример того, как родители влияют на восприятие детьми гендерных ролей, относится к трудоустройству матери. Девочки-подростки, чьи матери работают не дома, более склонны иметь нетрадиционный взгляд на гендерные роли, чем девочки, чьи матери полноправные домохозяйки (Nelson, and Keith, 1990), а также они более склонны выбирать нетрадиционные профессии (Phillips, and Imhoff, 1997). Это особенно верно в том случае, если отец поддерживает и одобряет трудоустройство матери.

Таким же образом это влияет и на парней (Christian, 1994). Если их собственные матери работают, а их отцы это одобряют, парни склонны не только одобрять женскую занятость, но также и сами склонны выбирать нетрадиционные профессии.

Сверстники могут играть важную роль в развитии гендерной идентичности ребенка. Маккоби (Maccoby, 1990) заметил, что мальчики и девочки ведут себя примерно одинаково, если они находятся одни, но в группах друзей одинакового с ними пола они ведут себя совсем по-другому. Дети часто играют в группах друзей одного с ними пола, так как с очень раннего возраста, когда они предоставлены сами себе, большинство детей предпочитают играть с детьми того же пола. Девочек тянет к другим девочкам, потому что мальчики играются слишком грубо для них и не слушают то, что те им предлагают. Мальчики предпочитают играть с другими мальчиками, потому что девочки не любят играть в веселые игры. Такие мужские и женские группы развивают очень отличающиеся друг от друга виды культур. Мальчики соревнуются и физически очень активны, им нравится побеждать и показывать, кто самый лучший. Девочкам нравится разговаривать, играть по очереди и сотрудничать. Сигналы, которые мальчики и девочки получают от своих сверстников, очень различны, и Маккоби (Maccoby, 1990) полагает, что многие гендерные различия имеют свои корни в таком раннем социальном распределении на группы.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы вредят людям, к которым применяют данные стереотипы, а также тем, кто эти стереотипы составляет. Люди могут чувствовать, что их заставляют соответствовать стереотипам, которые не подходят их личности или не соответствуют их возможностям. Подростки могут ощущать это давление особенно интенсивно, поскольку они склонны подстраиваться под группу и ценят мнение сверстников больше, чем дети или взрослые. Попытка быть кем-то, кем вы не являетесь, приводит к стрессу и неудовлетворенности, а попытка делать вещи, которые вам не подходят, обычно приводит к провалу. Приверженность четким гендерным ролям может также ограничивать мироощущение человека, поскольку она не дает человеку возможности «попробовать», по общему мнению, неподходящее поведение, которое кому-то может и понравиться.

К счастью, за последнюю четверть века гендерные стереотипы были в какой-то мере разрушены, а люди получили больше свободы, чтобы увлекаться чем-либо вне зависимости от того, соответствуют ли данные увлечения их гендеру. Из-за давления сверстников данное утверждение менее актуально для младших и средних подростков по сравнению со всеми остальными периодами в жизни. Но даже несмотря на это, сегодняшние тинейджеры предоставляют друг другу в какой-то мере больше гендерноролевой свободы, чем в прошлом.

Андрогинии

Постепенное смешение мужских и женских черт характера и ролей, казалось, становится идеальным решением, что приводит к появлению андрогинного типа, или сочетанию мужских и женских черт в одном целом (Веги, 1974). Людям андрогинного типа не присваиваются определенные типы полов и соответствующие роли (хотя они однозначно являются мужчинами либо женщинами по биологическому полу). Они ведут себя в соответствии с ситуацией, а не в рамках того, что определено культурой мужчинам и женщинам. Мужчина андрогинного типа чувствует себя комфортно, обнимая маленького мальчика и ухаживая за ним. Женщина андрогинного типа чувствует себя комфортно, заливая в бак бензин и меняя масло в автомобиле. Андрогинность расширяет границы

Человеческого поведения, позволяя индивидуумам более эффективно справляться с различными ситуациями.

Гендерные роли — образцы поведения, которые, по общему мнению, характеризуют мужчин и женщин.

Идентификация — процесс, при котором индивидуум приписывает себе характеристики другого человека.

Маскулинность — личностные и поведенческие характеристики мужчины согласно культурно определенным стандартам мужского поведения.

Фемининность — личностные и поведенческие характеристики женщины согласно культурно определенным стандартам женского поведения.

Андрогинность имеет больше преимуществ для женщин, чем для мужчин, так как многие мужские качества ценятся больше, чем женские. Например, женщины, которые перенимают мужские характеристики, такие как напористость и независимость, обычно поощряются за эти качества. Тем не менее эмоционально экспрессивные или пассивные мужчины или те, которые выбирают себе нетрадиционные профессии, обычно не ценятся. Поэтому у мужчин меньше причин становиться андрогинными, чем у женщин (Skoe, 1995).

Попытка быть мачо иногда может навредить, а также она может быть связана с суицидами, проблемами со здоровьем и психикой, стрессом и употреблением психотропных веществ. Соответствуют ли эти подростки стереотипу мачо?

Хотя представление об андрогинии сделало шаг вперед по сравнению с ограничивающими концепциями фемининности и маскулинности, она не стала панацеей, как предполагали многие ее сторонники (Doyle, and Paludi, 1995). Некоторые теоретики полагают, что андрогинию необходимо заменить гендерно-ролевой отстраненностью. Это представление о том, что, когда мы имеем дело с отдельной личностью, не нужно рассуждать в рамках фемининности, маскулинности или андрогинии. Нужно относиться к человеку как к просто человеку. Таким образом, вместо того чтобы соединять гендерные роли и стереотипизировать поведение как мужское или женское, мы должны начать думать о людях как о людях.

Гендер в подростковом возрасте

Что происходит с гендером индивидуума, когда он становится подростком? Обычно он становится более ориентированным на свой гендер, т. е. начинает вести себя в большей мере стереотипно и придерживаться более стереотипных взглядов. Это называется гипотезой усиления гендера (Basow, and Rubin, 1999). Это влияние сильнее сказывается на девушках, чем на парнях. Возможно, это происходит потому, что ролевое поведение девушек менее стереотипно в детстве, чем ролевое поведение мальчиков, и соответственно у них больше оснований, чтобы догнать в этом плане парней (Huston, and Alvarez, 1990). Также при достижении периода полового созревания для девушек становится очень важным, чтобы они нравились парням, а женственность рассматривается как часть привлекательности.

Оставьте комментарий