Теоретически мы хотим, чтобы наши дети сами выбирали себе друзей. Мы верим в свободу, мы противостоим принуждению и знаем с младых ногтей, что образование
Свободных дружеских групп и сообществ по интересам есть неотъемлемое право, присущее демократии. Однако не так редко наши дети приводят домой «друзей», которые производят на нас отталкивающее впечатление. Нам могут не нравиться задиры и забияки, мы с трудом переносим сопливых нытиков, но если их поведение не слишком шокирует нас, то нам стоит изучить предпочтения наших детей, прежде чем вмешиваться и указывать им на неудачный выбор.
Каким мерилом должны мы пользоваться, чтобы оценить выбор друзей нашим ребенком?
Друзья должны оказывать друг на друга благотворное, полезное влияние. Ребенок должен иметь возможность дружить с детьми, личностные характеристики которых отличаются от его собственных и дополняют их. Так, замкнутые дети нуждаются в компании общительных сверстников; дети, привыкшие к опеке, получат большие преимущества от общения с более независимыми товарищами по играм. Боязливые дети нуждаются в обществе более смелых мальчиков; инфантильные дети должны водиться с более зрелыми товарищами по играм. Дети, склонные к фантазиям, нуждаются в компании более трезвых и прозаичных сверстников. Агрессивные дети хорошо ведут себя в обществе более сильных, но не таких драчливых товарищей. Наша цель заключается в том, чтобы поощрять корректирующую дружбу наших детей с их сверстниками с другими личностными характеристиками.
В некоторых случаях дружбу поощрять не следует. Если в одной компании оказываются инфантильные дети, то они взаимно питают незрелость друг друга.
Драчливые дети усиливают агрессивность друг друга. Оказавшиеся в одном обществе замкнутые дети не смогут привить друг другу навыки социального общения. Дети с отклонениями в поведении могут усиливать друг у друга асоциальные тенденции.
Особую заботу следует проявить о том, чтобы уберечь детей, отличающихся криминальным поведением, от того, чтобы они становились заводилами. Вследствие своей большей «опытности» они получают статус героев в школе и на улице и служат нежелательным примером для подражания и самоопределения других детей.
Нужна эффективная система разных мер, чтобы, с одной стороны, позволить ребенку с полной ответственностью выбирать себе друзей, но, с другой стороны, взять на себя родительскую ответственность за то, чтобы этот выбор был благотворным для ребенка.