Когда ребенок обещает ухаживать за домашним животным, он демонстрирует добрые намерения, а не доказательства его способности делать это в действительности. Ребенок может нуждаться в питомце, желать его, от всего сердца любить, но ребенок редко бывает способен в полной мере ухаживать за животным. Ответственность за жизнь животного не может целиком лежать на плечах ребенка. Чтобы избежать тягостных конфликтов и обвинений, надо с самого начала понять, что домашнее животное — для ребенка, а заботы о питомце — для родителей. Ребенок получает большую пользу от животного, с которым он играет и которое любит. Благотворное действие на ребенка оказывает его участие в заботах о животном, но ответственность за выживание зверька и его благополучие целиком лежит на взрослых членах семьи.
Слова для предоставления свободы выбора
Хороший родитель, как и хороший учитель, должен с течением времени предоставлять ребенку все большую свободу и в какие-то моменты создавать у ребенка впечатление, что в данной ситуации родитель ему не нужен. Родитель в такой ситуации находит удовлетворение в таких случаях, которые позволяют детям принимать самостоятельные решения, опираясь при этом на собственные силы. В разговоре с детьми мы можем сознательно употреблять фразы, которые указывают на нашу убежденность в их способности принимать самостоятельное решение. Так, когда наш внутренний ответ на просьбу ребенка можно выразить словом «да», мы можем оформить наш ответ высказыванием, в котором подчеркивается независимость ребенка. Есть несколько способов сказать «да»:
«Если ты хочешь».
«Если это действительно то, что тебе нравится».
«Если ты принял такое решение».
«Это действительно целиком и полностью зависит от тебя».
«Это полностью остается на твое усмотрение».
«Меня устроит любое твое решение».
Наше простое «да» может порадовать ребенка, но приведенные выше высказывания дают ему дополнительное удовлетворение от того, что он принял самостоятельное решение и счастье от того, что мы доверяем этому решению и выбору.
Дисциплина: границы дозволенного
Современная педагогическая неопределенность и ее последствия
В чем заключается разница между подходами к воспитанию наших бабушек и дедушек от наших с вами подходов к нему? То, что делал дедушка, делалось с полным сознанием своей правоты; напротив, наши действия сопровождаются сомнениями и колебаниями. Дедушка, даже ошибаясь, нисколько не сомневался в своих действиях. Мы, даже если правы, действуем, обуреваемые сомнениями. Откуда берется такая неопределенность в нашем отношении к детям? Дело в том, что в наши дни все слышали о Фрейде, психоанализе и тяжелых последствиях несчастливого детства, и мы боимся на всю жизнь повредить психику ребенка. Прекрасной иллюстрацией к сказанному может послужить письмо, полученное автором от одной матери:
«Часто мне бывает очень трудно словесно высказать сильно беспокоящие меня вещи. Может быть, мне удастся сделать это письменно. Если что-то останется невысказанным, я не сомневаюсь, что вы сумеете прочесть это между строк. Вы были так добры, что приехали в нашу приходскую церковь и провели обсуждение воспитательных проблем для группы родителей из нашей конгрегации. Занятие, которое вы провели, не могло
Полностью удовлетворить меня, поскольку я не очень хорошо владею наукой воспитания детей. Но меня поразило ваше замечание о том, что ни один родитель сознательно не наносит вред своему ребенку, хотя многие родители делают это совершенно неосознанно.
Действительно, ни один из нас по собственной воле не сделает ничего, что могло бы покалечить ребенка духовно, морально или эмоционально, но на самом деле мы постоянно занимаемся именно этим. Мысленно я часто плачу из-за вещей, которые неумышленно сделала или сказала, и молюсь, чтобы не допускать в будущем таких прегрешений. Они не повторяются, но я постоянно делаю что-то такое же опасное; тогда меня начинает трясти, словно в лихорадке, от страха за то, что я могу на всю жизнь искалечить моего ребенка».
Никто не посмеет поставить под сомнение искренность и самоотверженность этой матери. Но для нее стало бы более полезным, если бы она меньше терзалась чувством вины, овладев нужными воспитательными навыками. Для наглядности можно привести следующую аналогию: мы не почувствуем себя в надежных руках, если, заболев, обратимся к врачу, который плачет от вида сломанной руки или падает в обморок от вида крови. От врача мы ожидаем профессиональной компетенции и некоторого сочувствия, но не всплеска эмоций и оплакивания нашего состояния. Так и родители могут научиться справляться с незрелостью ребенка в полупрофессиональной манере. Некоторые дисциплинарные проблемы решаются довольно легко, если проявлять меньше эмоций при их разрешении. Если же дисциплинарные вопросы решаются в истерической манере, то они превращаются в проблемы, которые могут на годы отравить существование родителей и детей.