Чувство вины как причина тревожности

Родители часто вольно или невольно возбуждают в детях чувство вины. Чувство вины, как соль, может служить полезной добавкой, придающей вкус жизни, но не может быть основным блюдом. Если ребенок нарушает правила общественного или нравственного поведения, это готовит почву для неодобрения и чувства вины. Однако если ребенку запрещают отрицательные чувства и «отвратительные» мысли, он неизбежно начнет испытывать избыточное чувство вины и тревожность.

Для того чтобы избежать появления у ребенка ненужного чувства вины, родители должны поступать с прегрешениями ребенка так же, как хороший механик поступает с машиной, когда она ломается. Он не стыдит владельца, а просто указывает на те части машины, которые должны быть отремонтированы. Он не клеймит позором стук двигателя и скрип тормозных колодок, а использует эти звуки для диагностики поломки. Он спрашивает себя: «В чем возможная причина неисправности?»

Для ребенка очень важным и благотворным является знание того, что он в самом деле свободен в своих мыслях и чувствах, которые не ввергают его в опасность лишиться родительской любви и поддержки. Очень полезны в этом отношении следующие родительские высказывания:

«Ты чувствуешь это так, а я чувствую по-другому. Мы по-разному относимся к этому предмету».

«Твое мнение кажется тебе истинным. Мое мнение другое. Я уважаю твой взгляд, но сам смотрю на эти вещи по-иному».

Родители могут невольно поселить в душе ребенка чувство вины своим многословием и ненужными объяснениями. Особенно верно это в отношении «современных» родителей, которые полагают, что должны управлять ребенком с его осознанного согласия, даже если предмет объяснения сложен, а сам ребенок еще очень незрелый.

Пятилетний Закари сильно разозлился на воспитательницу детского сада за то, что она не была в саду две недели из-за болезни. Когда она, наконец, вернулась, он схватил ее шляпу и выбежал с ней во двор. Мать и воспитательница бросились вслед за ним.

Воспитательница сказала: «Это моя шляпа, верни ее мне».

Мать пустилась в долгие объяснения: «Закари, ты же отлично знаешь, что это не твоя шляпа. Если ты не отдашь ее, то мисс Марта может простудиться и снова заболеть. Ты же знаешь, что она уже болела две недели; ведь так, мисс Марта? Закари, ты не хочешь, чтобы твоя воспитательница опять заболела? Не хочешь?»

Опасность таких объяснений заключается в том, что теперь ребенок, скорее всего, почувствует свою ответственность и вину за болезнь воспитательницы. Длинные объяснения бесполезны и вредны. Самое главное в тот момент было вернуть шляпу законной владелице. Одна шляпа в руках лучше двух объяснений во дворе.

Может быть, позже воспитательнице следует обсудить с Закари его гнев из-за ее отсутствия и выявить способы справиться с недовольством мальчика.

Оставьте комментарий