Маленькие дети выражают свою ревность весьма недипломатично: они интересуются, не умирают ли младенцы; спрашивают, нельзя ли отправить его обратно в родильный дом или выбросить в мусорное ведро. Более предприимчивые малыши могут даже разработать целую военную операцию против захватчика. Они начинают обращаться с ним без всякой пощады: обнимают, как удавы, толкают, бьют или тузят, как только предоставляется такая возможность. В крайних случаях такие дети могут причинить младенцу непоправимые травмы.
Как родители, мы не можем допустить, чтобы ребенок задирал младшего брата или
Сестру. Садистские проявления, словесные или физические, надо прекращать, так как они приносят вред и жертве и задире. Оба ребенка нуждаются в нашей силе и заботе. К счастью, чтобы защитить физическую безопасность младшего ребенка, нам нет нужды нарушать эмоциональную безопасность ребенка старшего.
Если трехлетний забияка обижает младенца, его надо немедленно остановить и открыто заявить о его мотивах:
«Ты не любишь малыша».
«Ты злишься на него».
«Покажи мне, как ты сердит. Давай, давай, я посмотрю, как это выглядит».
Ребенку после этого надо вручить куклу, на которой он может спокойно выместить свой гнев. Он может избить куклу, ткнуть ей пальцами в глаза, бросить ее на пол и даже потоптать ногами.
Можно не трудиться советовать ребенку, что ему делать с куклой, он сам прекрасно знает, что надо делать.
Наша роль сводится к роли нейтрального наблюдателя, мы должны выразить свое отношение к происходящему сочувственным языком. Нас не должна потрясать свирепость чувств или жестокость действий. Чувства честны, а действия совершенно безвредны. Лучше, когда гнев ребенка направлен символически на неодушевленный предмет, чем непосредственно на живого ребенка или косвенно на самого себя.
Наши комментарии должны быть краткими и спокойными:
«Да, ты показал мне, как ты зол!»
«Теперь мама все поняла».
«Когда ты разозлишься в следующий раз, приди ко мне и все расскажи».
Чтобы притушить ревность, такой подход полезнее, чем наказание или оскорбление. Напротив, приведенный ниже подход нельзя назвать полезным.
Мать застает четырехлетнего Уолтера за тем, что он тащит по полу за ноги своего братика. Мать взрывается: «Что с тобой происходит? Ты хочешь его убить? Ты хочешь убить своего родного брата? Ты не понимаешь, что можешь искалечить его на всю жизнь? Ты хочешь, чтобы он стал калекой? Сколько раз я говорила тебе: не вытаскивай его из кроватки. Не трогай его, вообще никогда не прикасайся к нему, слышишь?!»
Старшим детям тоже нельзя позволять скрывать свою ревность. С ними можно разговаривать об этом более откровенно:
«Легко видеть, что тебе не по нраву малыш».
«Ты очень хотел бы, чтобы его здесь не было».
«Ты очень хотел бы остаться единственным».
«Ты хотел бы, чтобы я была только твоя мама».
«Ты сердишься, когда видишь, как я вожусь с ним».
«Ты хочешь, чтобы я была с тобой».
«Ты был так рассержен, что даже ударил его. Я не могу допустить, чтобы ты обижал его, но ты можешь сказать мне, когда ты чувствуешь себя покинутым».
«Когда ты чувствуешь себя одиноко, я буду уделять тебе больше времени, чтобы тебе не было так скучно, тоскливо и одиноко».