Чего стоит популярность?

Когда младшая дочь автора этой книги только перешла в среднюю школу, она часто расстраивалась по поводу того, что не считала себя популярной. Это бесконечно меня удивляло, потому что у нее были десятки друзей, ей поступало больше приглашений куда-либо пойти и в чем-то поучаствовать, чем она могла принять, и ее мобильный разрывался от постоянных звонков. Мне она казалась просто душой компании. Когда я пыталась убедить ее в том, что она не права, она отвечала: «Мама, но популярным ребятам я не нравлюсь, и они взаимно не нравятся мне. Поэтому я не популярна». Три года спустя такая же история повторилась с моим всеми любимым сыном. Мои дети не исключение. Многие подростки стремятся к популярности

(Jarvinen, and Nichols, 1996), и учащиеся средних и старших классов часто говорят о популярных ребятах (Eder, Evans, and Parker, 1995).

Такое расхождение во мнениях обусловлено тем, что взрослые (а до недавних пор и психологи) вкладывали в слово «популярный» другое значение, нежели подростки. Взрослые считают популярными тех, кто всеми любим. Популярны те дети, у которых много друзей. Они приятные, дружелюбные, общительные, готовые прийти на помощь, легко ладящие с другими, щедрые и надежные (Rubin, Bukowski, and Parker, 1998). Говоря о популярных сверстниках, подростки подразумевают абсолютно иное: они имеют в виду социально доминирующих лидеров. Этих учеников могут совсем даже не любить, но они являются социальным центром школы. Они являются законодателями моды, теми, с которыми все желают оказаться рядом (de Bruyn, and van den Boom, 2005).

Так что же все-таки представляют собой популярные подростки? Они обычно физически привлекательны (Lease, Musgrove, and Axelrod Hawley, 2002). Также они тратят много денег на одежду, поэтому выглядят хорошо и модно (LaFontana, Cillessen, 2002). Все их знают, они общаются с другими популярными подростками и считаются крутыми сточки зрения представителей противоположного пола. (Lease, Musgrove, and Axelrod,

2002). Они также умеют эффективно общаться. Они обладают хорошими лидерскими качествами и могут манипулировать другими. (Farmer Estel, Bischop, O’Neal, and Cairns, 2003). Другими словами, несмотря на свою популярность в обществе, они не всегда всем нравятся. Многие из сверстников, желающих войти в их компанию, в то же время считают их выскочками и посредственностями.

Пути к социальному принятию Конформность

В основе выбора близких друзей лежит чувство родства — подростки выбирают того, кто на них похож (Urberg, Degirmencioglu, Tolson, 1998). Если же подросток видит, что взгляды или поведение приятеля не соответствуют его собственным, он либо разорвет отношения и постарается найти другого товарища, либо будет стремиться изменить поведение своего друга.

Компании и группы образуются аналогичным образом. В группу принимают того, кто такой же, как ее члены: оцениваются манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения в свободное от учебы время, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества (см. главу 13). Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями, браслеты и татуировки. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Оставьте комментарий