Мы знаем, что родители играют огромную роль в формировании правильных мотивов у своих детей. Мощнейшим побуждающим фактором является также желание ребенка.
Когда ребенок хочет сделать что-то или получить что-то, его поведение мотивировано. Хорошо, если желание само по себе позитивно; конечно, и родители, со своей стороны, стремятся откорректировать эти детские желания. Однако, если желания ребенка очевидно неприемлемы, родители обязаны научить его поступать правильно, несмотря на свои чувства.
Замечаем ли мы, как много мотиваций связано с чувствами? Именно чувствами определяется выбор детьми того или иного типа отношения к другим людям. Если ребенку хочется взять на себя ответственность, чтобы совершить хороший поступок, можно утверждать, что его мотивации позитивны; если же ребенок явно не желает брать на себя ответственность, это говорит о негативном характере его мотивации. Следовательно, нам нужно воспитать наших детей так, чтобы они хотели быть хорошими и стремились поступать правильно.
Я не знаю человека с более сильно выраженной позитивной мотивацией, чем моя жена Пэт. Она очень активно мотивирована на все доброе и позитивное, ей доставляет удовольствие помогать и служить другим, нести за что-то ответственность, осуществлять какие-то проекты. Ей можно довериться в любом, даже самом необычном деле, поэтому ее постоянно избирают и выдвигают в различные комитеты, советы и другие руководящие органы, просят преподавать и консультировать и т. п. Желания Пэт и ее мотивации происходят изнутри. Она никогда не ждет толчка извне, она не нуждается во внешнем давлении, — она сама берется за дело и делает его хорошо, потому что это доставляет ей удовольствие.
Я же не обладаю такой чудесной способностью. Мне нередко требуется побуждение извне, да и потом я не всегда получаю большое удовольствие от такого дела, потому что оказанное на меня давление вселяет в меня тревогу и беспокойство. Я не уверен, смогу ли я сделать все как следует, и от этого теряю спокойствие.
К счастью, трое наших детей унаследовали это замечательное качество Пэт. Жизнь действительно в радость тем, кто, столкнувшись с необходимостью брать на себя ответственность, делает это с удовольствием. Для тех же, кто с трудом и нежеланием подходит к своим обязанностям, жизнь может превратиться в настоящее бремя. Это особенно очевидно сегодня, когда огромное число людей не способно справляться со своими обязательствами. Дело в том, что в детстве мотивации этих людей складывались под сильным давлением со стороны родителей, включая вознаграждения за хорошее поведение, угрозы, наказания или под воздействием чувства вины. Их никто не научил испытывать нормальное чувство радости от хорошо выполненной работы или помощи другому человеку. Все, что они умеют, — это реагировать на свои эгоистические мотивации, нацеленные на удовлетворение собственных потребностей.
Между этими двумя типами людей есть одно важное различие — степень присущего им оптимизма. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Даниель Гоулман говорит об этом так:
«Оптимизм, подобно надежде, подразумевает интенсивное ожидание того, что, несмотря на все неудачи и потрясения, все в жизни в конце концов наладится. С точки зрения эмоционального интеллекта, оптимизм играет роль буфера, оберегающего людей от апатии и чувства безнадежности или депрессии в неблагоприятной ситуации. Как и надежда — его родная сестра, — оптимизм окупается сторицей (если, конечно, это реалистичный оптимизм, а не наивный, который очень опасен).
Оптимисты относятся к постигшей их неудаче как к чему-то, что они могут изменить, и
Таким образом преуспеть в следующий раз, а пессимисты обвиняют в каждой неудаче самих себя и приписывают ее своим врожденным свойствам, которые они не в силах изменить» [52 — Daniel Goleman, Emotional Intelligence (New York: Bantam Books, 1995), 88.].
Гоулман не отрицает, что одной из причин позитивного или негативного отношения к жизни может быть темперамент, однако он считает, что влияние прошлого опыта здесь гораздо сильнее. Оптимистичному отношению к жизни можно научиться, если только ответственно относиться к своим обязанностям. «Отношение людей к своим способностям в огромной степени влияет на эти самые способности… Люди, уверенные в своих силах, не шарахаются от трудностей и не разочаровываются при неудачах, а, напротив, стремятся справиться с ними, вместо того чтобы сокрушаться по поводу своей беспомощности и возможных неудачах в будущем» [53 — Ibid., 90.].