Все меньше и меньше подростков вступают в брак, возможно, потому, что общество принимает беременность вне брака. Несмотря ни на что, это положительная тенденция, поскольку подростки редко счастливы в браке и живут в нем недолго.
Равным образом чаще рано обзаводятся семьями подростки, обладающие меньшими интеллектуальными способностями и хуже успевающие в школе. Те, кто женится или выходит замуж еще в школьные годы, рискуют так и не завершить свое образование. Возникает своего рода порочный крут: слабо успевающие рано женятся, и стоит им вступить в брак, их шансы на продолжение образования уменьшаются еще. Особенно это касается тех, у кого вскоре появляются дети.
Район проживания, по всей видимости, также влияет на возраст, в котором молодые люди вступают в брак. Жители сельской местности женятся обычно на год раньше, чем живущие в городе. Южане вступают в брак раньше, чем жители других регионов; те, кто живет в северо-восточных штатах, — позже; а проживающие в центральных и западных штатах занимают по этому показателю промежуточное положение. Молодые люди из семей иностранного происхождения обычно вступают в брак позже, чем юноши и девушки, чьи родители являются уроженцами США.
Отношения рано вступающих в брак с родителями, как правило, менее удовлетворительны. Молодые люди больше ссорятся с родителями и менее привязаны к своим отцам. Кроме того, юные жены, у которых, по их словам, были проблемы с родителями в детском и подростковом возрасте, жаловались на то, что они несчастливы в своей семье, терзаются сомнениями и конфликтуют с мужьями.
Причины раннего вступления в брак
Причина номер один для заключения браков в юном возрасте, особенно в школьные годы, — беременность. Доля этого фактора меняется от исследования к исследованию в зависимости от возраста: чем моложе подросток, тем вероятнее, что столь рано обзаводиться семьей приходится из-за имеющей место беременности. Когда по крайней мере хотя бы один из супругов еще учится в средней школе, доля фактора беременности может составлять даже 50 96.
Давление со стороны окружающих — родителей, друзей, общества — также подталкивает подростков к раннему вступлению в брак. Преподаватели отмечают случаи цепной реакции ранних браков в школах. Когда одна пара женится, у других появляется желание поступить так же. Никто не хочет быть в отстающих. Давление может исходить и от родителей, не желающих, чтобы их дочка засиделась в старых девах или чтобы их сына считали каким-то чудаком.
Часто подростки представляют себе брак в слишком радужных красках. Семейная жизнь кажется им некоей сказкой, где юноша и девушка влюбляются друг в друга, женятся и наслаждаются счастьем до конца своих дней. Даже те подростки, чьи родители находятся в разводе и/или создали новую семью, склонны питать такие же иллюзии. Состояние влюбленности считается в нашей культуре столь романтичным и прекрасным, что многие спешат его поскорее изведать. Представление о женитьбе, венчающей любовь, приводит к тому, что молодые люди начинают думать, что смысл жизни — найти свою любовь и, как только она найдена, поскорее жениться, чего бы это ни стоило, пока чувства не покинули их. Девушки, которые рано выходят замуж, часто полагают замужество целью своей жизни.
Иногда брак становится способом бегства от неблагоприятной ситуации дома, трудностей в учебе. Этот шаг может быть продиктован неуверенностью в себе и своих возможностях или неумением установить удовлетворительные отношения со сверстниками. Чем менее привлекательной кажется текущая жизненная ситуация и более манящим — возможное супружество, тем скорее эмоционально неустойчивый и социально неприспособленный молодой человек будет стремиться вступить в брак.
Адаптация и возможные трудности
Многие проблемы, с которыми сталкиваются юные супруги, не отличаются от тех, которые приходится решать любым другим семейным парам, но подросткам труднее справиться с ними из-за незрелости. Именно это и является основной помехой благополучию раннего брака.
Неопытность создает множество трудностей. Менее зрелые скорее примут неразумное решение, выбирая будущего супруга. Если промежуток времени между первым свиданием и вступлением в брак невелик, у молодых людей мало возможностей разобраться, какой человек им более всего подходит.
Юноше или девушке, впервые полюбившим, очень трудно сделать правильный, взвешенный выбор спутника жизни. Равно вступившие в брак подростки тратят слишком мало времени на поиск брачного партнера, и они вступают в брак с человеком, который мало подходит им по многим причинам. Ранний брак часто означает неудачу в поиске адекватного, подходящего психологически партнера; таким образом, ранние браки преимущественно состоят из плохо подходящих друг другу супругов (South, 1995) —
Менее зрелые скорее не сумеют прогнозировать, в каком направлении будет развиваться их личность. Молодые люди меняются по мере своего взросления и, став старше, могут обнаружить, что у них с их брачным партнером осталось очень мало общего. Юноша и девушка, которых действительно могли связывать общие интересы и которые прекрасно ладили друг с другом на каком-то этапе своих отношений, могут стать друг другу совершенно чужими через 2-3 года, по мере того как будет раскрываться их личность.
Наиболее распространенный случай — это ситуация девушки, которая бросила школу и стала работать, чтобы помочь мужу завершить учебу в колледже, и которая затем обнаруживает, что тот перерос ее в интеллектуальном плане и им больше не о чем разговаривать. Те же трудности могут ждать и юношу, который рано женился. Он мог взять замуж девушку, которая еще не нашла себя в жизни, и рискует начать жить с человеком, которого через несколько лет будет просто не узнать. Многие девушки, выйдя замуж, позже понимают, что они вовсе не желают отказываться от многообещающей профессиональной карьеры.
Менее зрелые скорее не сумеют справиться с теми трудными ситуациями, которые будут возникать в их семейной жизни. Факты говорят о том, что эмоциональная зрелость и умение разрешать трудности семейной жизни идут рука об руку Многие подростки все еще не уверены в себе, чрезмерно чувствительны и эмоционально неуравновешенны. Многие продолжают бунтовать против авторитета взрослых, добиваясь эмоциональной независимости от родителей. Если такие подростки вступают в брак, они переносят свою незрелость на отношения в собственной семье, в результате чего им бывает трудно приспособиться к жизни со своим партнером и урегулировать возникающие конфликты.
Большинство молодых людей еще не обладают необходимым чувством ответственности для того, чтобы вступать в брак. Средний мальчик-тинейджер еще не готов к тому, чтобы вести размеренный образ жизни. Ему хочется погулять, развлечься, провести время с приятелями. Его могут тяготить семейные обязанности, необходимость содержать жену и ребенка. Девушки-подростки также не готовы к тому, чтобы быть женами, а возможно, и матерями, думать о семейном бюджете и нести свою долю ответственности в домашних делах.
Одна из реальных проблем и нежелательных сторон ранних браков — раннее отцовство или материнство. Большая часть молодых супругов, возраст которых не превышает 20 лет, заводят ребенка в течение года с момента вступления в брак, если у них не было его до женитьбы (Miller, and Heaton, 1991; Moore, and Stief, 1991). Чем моложе невеста и жених, тем скорее у них появятся дети. При этом чем в более юном возрасте молодые люди женятся, тем выше процент невест, забеременевших до свадьбы. Вероятность того, что брак окажется успешным, меньше всего в тех случаях, когда молодых людей подталкивает к женитьбе беременность. Поскольку процент разводов в случае добрачной и ранней послебрачной беременности выше среднего, немалое число детей, родившихся в ранних браках, растут в неблагоприятной семейной атмосфере или вообще без родителей. Очевидно, что многие молодые супруги еще недостаточно зрелы для того, чтобы
Принять на себя ту ответственность, которую налагают на людей семейные узы и раннее отцовство или материнство, поэтому браки часто расстраиваются, и страдают от этого дети.
Родители-подростки не только заводят ребенка в более раннем возрасте, но и детей у них бывает больше. Юным женам, замужество которых оказывается самым несчастливым, приходится иметь дело еще и с незапланированными беременностями. Раннее материнство становится причиной многочисленных стрессов. Матери-подростки чаще оказываются исключенными из школы, уволенными с работы, живут в трудных материальных условиях или на пособие. Они страдают от чувства одиночества и оторванности от друзей, у них остается мало времени на удовлетворение собственных потребностей. Многие могут справиться с такой трудной ситуацией, только обратившись за помощью к членам своей семьи или в местные органы социальной помощи. Многие, родив ребенка, живут вместе со своими родителями (Ross, Aday, 2006).
К тому же дети матерей-подростков чаще рождаются недоношенными, имеют малый вес, физические и неврологические отклонения, чем младенцы, выношенные матерями, которым уже за 20. Было также обнаружено, что смертность в предродовой, родовой и младенческий период выше у детей юных матерей (Substantially Higher, 1984). Более высокий процент физических отклонений у детей, рожденных матерями-подростками, объясним не только их молодостью. Это связано еще и с тем, что они могли забеременеть до брака и низкий социоэкономический статус не позволил им получить необходимую медицинскую помощь в период беременности (Rogers, Peoples-Sheps, Suchindran, 1996). Ранняя беременность опасна с врачебной точки зрения и для самих девушек-подростков. Если они забеременели, когда их собственный организм еще полностью не окреп, развивающийся плод станет для него дополнительной нагрузкой и
Вынашивание ребенка может протекать с осложнениями.
Одна из основных проблем ранних браков — финансовая. Более всего угнетает молодых супругов низкий уровень их доходов. Отсутствие необходимого образования, неопытность и молодость явно не способствуют тому, чтобы человеку платили высокую зарплату’. Некоторые пары вступают в брак, не имея вообще никакого дохода. В случае полного отсутствия заработка или недостаточного дохода молодые супруги живут — частично или полностью — за счет финансовой поддержки со стороны родителей, которые обычно оказывают своим детям некоторую помощь в течение первого года их супружеской жизни, даря им свадебные подарки, что-то из одежды, предметы обстановки, снабжая продуктами, давая во временное пользование бытовые приборы, автомобиль, помогая деньгами, нянча внуков и т. д. Причиной финансовых трудностей молодых супругов становятся не только их низкие доходы, но и неопытность в финансовых вопросах и излишне радужные ожидания. Тинейджеры обычно рассчитывают на то, что смогут позволить себе сразу же покупать множество вещей, на приобретение которых у их родителей ушли, возможно, годы.
Молодые жены чаще всего бывают недовольны тем, что мужья, оставляя их одних, уходят куда-нибудь с друзьями. Проблемы в отношениях с родными супруга или супруги чаще всего возникают тогда, когда молодая семья живет с родителями или получает от них финансовую помощь. Оказывая своим женатым детям поддержку, родители нередко ожидают, что те ответят им на это чувством признательности, станут посвящать в свои дела, оказывать внимание и будут учитывать их пожелания. Чем более неопытны молодые супруги, тем скорее родители попытаются им «помочь»
— и тем скорее между ними и молодыми супругами вспыхнут с новой силой те конфликты по поводу свободы в принятии решений, которые могли иметь место еще до вступления последних в брак.
Ранние браки способствуют снижению образовательного уровня супругов, еще не закончивших среднюю школу. Они не только начинают хуже успевать в школе, но и не стремятся продолжить свое образование в будущем. Верно и обратное: те, кто не стремится к повышению своего образовательного уровня, вступают в брак, как правило, раньше, чем те, кто более честолюбив в этом плане.
Процент отчислений из школы среди юных супругов, еще не получивших среднее образование, очень высок. Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство девушек оказываются беременными еще до вступления в брак и что школьная администрация оказывается неспособной удержать юную маму в школе. А стоит ей только бросить учебу как шансы на возобновление ее образования становятся весьма небольшими, особенно если она сама воспитывает ребенка и получает лишь небольшую поддержку со стороны.
Какие меры разрешается принимать руководству средней школы в том случае, когда учащийся вступает в брак? Что учителям и воспитателям позволено делать, когда ученица ждет внебрачного ребенка? Каковы права ученика согласно Конституции? Каковы права школьной администрации? Что говорит по этому поводу закон?
Согласно правилам раздела IX Дополнений к Закону об образовании от 1972 г., все ученики, вступившие в брак, и все ученицы, ставшие матерями, должны иметь возможность завершить свое образование с правом беспрепятственного доступа ко всем средствам, предоставляемым системой государственного образования (New York Civil Liberties Union, 2006). В частности, эти правила требуют, чтобы любая учебная организация, получающая поддержку из федеральных фондов: а) не вводила никаких положений, касающихся фактического или ожидаемого отцовства или материнства ученика, его семейного или брачного статуса, которые бы ставили учеников в неравное положение на основании их пола, или б) не принимала никаких дискриминационных мер против учениц или не лишала их возможности доступа к образовательной программе или школьным мероприятиям на основании беременности или причин, связанных с беременностью. Освобождение ученицы от выполнения части учебной программы или школьных мероприятий может быть произведено только в том случае, если она сама просит об этом или если врач подтверждает ее неспособность выполнять учебную программу в полном объеме. Все неполные учебные программы для беременных учениц должны быть сопоставимы с теми, которые предлагаются остальным ученикам.