Шлепки как вид наказания

Как известно, шлепанье детей — один из видов наказания, хотя и очень противоречивый по своей сути, чему стоило бы посвятить целый раздел книги. Ни один из способов наказания не является бесспорным, и шлепанье также имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что оно дает результат немедленно, особенно в случае с малышами. Оно удобно потому, что не требует от родителей предварительной мыслительной работы.

С другой стороны, в более старшем возрасте оно малоэффективно, причем, чем чаще к нему прибегать, тем менее действенным оно становится. Злоупотребление этим способом наказания непременно приводит к озлоблению, а иногда и ненависти к родителям. Даже самые хорошие родители могут потерять контроль над собой, особенно при плохом настроении или самочувствии. В этой связи может возникнуть проблема насилия, которая сейчас очень активно обсуждается обществом. Противники физического наказания доказывают, что шлепанье разжигает в детях стремление к насилию, и этим нельзя пренебрегать, принимая во внимание постоянно растущий уровень насилия среди детей.

Кроме того, физическое наказание может оставить глубокие шрамы в душе ребенка. Физическая боль от ударов рукой, ремнем, доской или другими предметами постепенно проходит, но чувство страха и ненависти может жить гораздо дольше. Я недавно разговаривал с 87-летним человеком, который сказал мне, что его до сих пор преследуют воспоминания о шлепках, которые он постоянно получал в детстве. Я думаю, что в этом случае речь идет об избиении, потому что такие болезненные и устойчивые воспоминания о детстве встречаются нечасто.

Но есть люди, вспоминающие свои детские шлепки чуть ли не с умилением; как правило, они являются сторонниками физического наказания. Я думаю, что в детстве эти люди получили родительскую любовь в полной мере. И поскольку они постоянно чувствовали себя любимыми, то спокойно принимали от своих дорогих родителей эти шлепки как продолжение любви. Они говорят о том, что такое наказание сыграло положительную роль в формировании их как состоявшихся и зрелых людей. Однако такое отношение к физическому наказанию — редкость для современного общества. Сегодня дети часто чувствуют нелюбовь родителей, и физическое наказание в этом случае только ухудшает их взаимоотношения.

Взгляд на физическое наказание как на основной метод ошибочен, поскольку отождествляет дисциплинирование с наказанием. Приучать к дисциплине — значит наставлять на правильный путь. Чем дисциплинированнее ребенок, тем меньше необходимости в его наказании.

Чтобы оправдать свой подход, который они называют библейским, некоторые воспитатели ссылаются на три строчки из Книги Притчей (13:25; 23:13 и 29:15), подтверждающие, по их мнению, обоснованность физического наказания. Они видят в нем основной принцип, который используют по отношению к детям, приучая их к дисциплине. Эти люди просто не замечают сотни других строк в Писании, которые говорят о любви, сочувствии, понимании, готовности помочь, прощении, руководстве, доброте и самопожертвовании, как будто ребенок не имеет права на эти выражения христианской любви.

Сторонники физического наказания, по-видимому, забыли о том, что упоминаемые в Писании жезл и посох пастыря были предназначены не для того, чтобы бить овец, а для

Того, чтобы направлять их на верный путь. Своим жезлом пастух заграждал дорогу разбредающимся овцам и ягнятам, слегка подталкивая их и заставляя прибиться к стаду. Пастырский жезл использовался также для спасения заблудившихся овец. Если бы он был предназначен для избиения овечки (или ребенка), то как мы сможем объяснить слова Псалма 22: «Твой жезл и Твой посох — они успокоивают меня»?

Тем не менее нельзя отрицать полезность легкого физического наказания как крайнего средства воздействия на ребенка. Здесь я хотел бы привести в качестве хорошего примера один случай из опыта моей дочери Кэри. Она работала в саду, а ее трехлетняя дочь Кэми играла поблизости. До сих пор Кэри всегда удавалось ограничиваться позитивными воспитательными методами, без физического наказания. Но в тот день Кэми несколько раз выбегала на улицу, и Кэри попросила ее: «Кэми, пожалуйста, не выбегай на улицу, это опасно». Но через минуту Кэми опять побежала на улицу. «Кэми, вернись сейчас же! Не бегай туда!» — строго предупредила мать, и малышка вернулась, но затем, уже в третий раз, она опять оказалась на улице.

На этот раз мать вышла на улицу вслед за ней: «Я сказала тебе не выбегать на улицу, — твердым голосом произнесла Кэри. — Я не шучу». Она взяла дочку за плечи и привела к дому. Кэми поиграла во дворе еще немного, а потом опять вышла на улицу. Кэри поняла, что ситуация достаточно серьезна и пришло время более решительных действий.

Впервые в жизни Кэми получила чувствительный массаж заднего места, который немедленно дал хороший результат. Когда спустя час отец Кэми подъехал к дому, она подбежала к нему и закричала: «Папа, не выбегай на улицу!»

Обратите внимание, что мать воздерживалась от наказания, обращаясь к более позитивным методам воздействия, пока все они не были исчерпаны: она применила просьбу, приказание, мягкое физическое побуждение и только после всего — физическое наказание. Главное — не наказание ребенка, а его душевное здоровье. Я видел прекрасных детей, которых наказывали и которых не наказывали. Главное в том, чувствует ли ребенок себя безусловно любимым, и насколько правильно его воспитывают.

Физическое наказание допустимо, если оно не вредит ребенку и не ранит его сердце, если оно применяется как последнее средство и не сопровождается родительским гневом.

Однако я на своем опыте убедился, что физическое наказание редко требуется там, где родители ищут позитивные средства корректировки поведения детей.

Оставьте комментарий