Распознавание нормальной и ненормальной пассивной агрессии

Пассивно-агрессивное поведение считается нормальным только в рамках одного краткого возрастного периода — между тринадцатью и пятнадцатью годами жизни ребенка. Но даже в это время оно может быть названо нормальным лишь при условии, что не вредит окружающим. Большинство подростков в этом возрасте проходят через период беспорядка и бунта прежде, чем достигают зрелости. Именно в это время они должны научиться разумно справляться со своим гневом, иначе они внесут разрушительное начало во все взаимоотношения и во все сферы своей жизни.

Несколько десятилетий назад молодежь, переживавшая этот нормальный бунтарский период, ограничивалась поступками, которые были не очень приятными, но достаточно безвредными для общества. Они обматывали деревья туалетной бумагой, пакостили в дворовых туалетах. Но все эти «подвиги» ничто перед современными наркотиками, насилием, сексуальной распущенностью и самоубийствами. Мы видим сегодня, как преступные бессовестные люди используют эти нормальные возрастные особенности подростков и извлекают огромные прибыли, предлагая детям сильнейшие соблазны в виде оружия, алкоголя, наркотиков, порнографии и запретного секса.

Родителям нужно научиться отличать безобидное пассивно-агрессивное поведение от патологического поведения. С беспорядком в комнате четырнадцатилетнего подростка можно вполне смириться, а вот мириться с присутствием в этой комнате пепельницы с окурками недопустимо, потому что здесь таится опасность на всю жизнь. Обязанность родителей в том, чтобы придать правильное направление этой нормальной пассивноагрессивной стадии, и это вполне выполнимо, так как существует множество способов удовлетворить неукротимую тягу подростков к острым ощущениям и опасности. Такие виды напряженной физической нагрузки, как занятия на канате, альпинизм, велосипед, командные и индивидуальные виды спорта, представляют собой замечательные каналы, по которым можно направить юношескую энергию. Этот период жизни ребенка должен быть, во-первых, здоровым в своей основе и, во-вторых, захватывающим и увлекательным, поскольку молодой человек учится чувствовать свою самодостаточность и уверенность в себе, так необходимые ему во взрослом мире.

Оставьте комментарий