Великий учитель путешествовал по древней стране, делясь своими знаниями с жителями деревень, которые он посещал. Во время этого путешествия упрямый скептик присоединился к группе последователей, сопровождавших учителя; его миссией было критиковать наставника, куда бы тот ни направился. После каждой новой проповеди, будучи участливым человеком, учитель звал к себе критика и выслушивал его скептические вопросы, понимая, что то же самое может быть на уме и у других людей, но они слишком мягкосердечны, чтобы об этом спросить.
Однажды ночью скептик не спал много часов, пытаясь придумать дьявольский вопрос, который поставит учителя в неловкое положение перед его учениками. На следующий день, как обычно после наставлений, когда учитель позвал скептика, чтобы он высказал все, что было у него на уме, тот внезапно спросил: «Скажи, учитель, является ли твой путь единственно верным? Утверждаешь ли ты, что владеешь единственной истиной?» Учитель тотчас же разгадал хитрость этого вопроса. Он не мог ответить «да», потому что знал, что его путь не единственный; и он никогда бы не проявил неуважения к другим учителям, учения которых сделали его таким, каким он стал. С другой стороны, если бы он ответил «нет», критик наверняка обвинил бы его в преподавании бесполезных идей, что, как он знал, было не так.
Вместо того чтобы ответить прямо, учитель задумался на мгновение, а потом попросил критика подумать над следующей проблемой. Он сказал: «Представь, что ты скитался много лет по горам, лесам и равнинам этой великой и огромной страны и однажды вышел на берег могучей и широкой реки. Поток воды слишком бурный, чтобы переплыть его, а ближайший мост находится очень далеко, и чтобы добраться до него, пришлось бы идти много дней. Ты садишься в тени под сень бамбуковых зарослей и размышляешь об этой ситуации». Взглянув на скептика, вникающего в суть рассказанной истории, учитель спросил его: «Как бы ты пересек реку?»
Критик задумался, помня о том, что учитель был искусным противником в их ежедневном ритуале, прежде чем ответил, что он бы вынул из сумки надежный мачете, срубил бы бамбук, росший на берегу, и построил бы плот, скрепив его части тростником. «Очень хорошо, – ответил учитель, – но как ты переберешься на другой берег? Если ты просто прыгнешь на плот, течение унесет тебя вниз по реке, и твой плот может разбиться о камни». Критика сильно разозлил столь глупый отвлекающий маневр, и он ответил, что, очевидно, он бы смастерил себе весло, чтобы управлять плотом своими силами.
«Превосходно, – ответил учитель, – а когда ты доберешься до другого берега, что ты будешь делать со своим плотом, мой друг? Ты поднимешь его и понесешь на своих плечах, на тот случай, если твой путь пересечет другая река, или ты оставишь его на берегу и продолжишь идти налегке?»
Критик с презрением взглянул на учителя и ответил, что он был бы не в своем уме, если бы понес столь тяжкую ношу только на случай, если ему попадется на пути еще одна река. Конечно, он бы бросил плот на берегу и продолжил свой путь налегке.
«Это верно и в отношении моего учения, равно как и любых других, – произнес учитель. – Тебе придется использовать свои собственные силы, чтобы переправляться через реки на твоем жизненном пути. Независимо от того, насколько хорошим был твой плот учения, когда ты достигнешь пункта назначения, транспорт перестанет соответствовать целям, ты оставишь его на берегу и продолжишь свой путь налегке».
На основе этой истории я изобрел понятие «мыслительные плоты». Впервые эту причту я услышал от моего друга и учителя Билла Гоулда, создателя замечательной программы самосовершенствования, названной «Трансформационное мышление». Вместе с Биллом в течение нескольких лет я преподавал эту программу, и она сильно повлияла на мой способ мышления. Мыслительные плоты – это мощная метафора зависимости человека от личного восприятия реальности, когда он получает поддержку от мыслей, идей и ценностей, которые держит у себя в голове, полагая при этом, будто они будут служить ему вечно. Но такого не будет. Обучение – это постоянная адаптация, приобретение навыков, позволяющих отказываться от прежних идей и «продолжать свой путь налегке», что является первым шагом к познанию самого себя, и это невозможно сделать в рамках восприятия, которое нельзя расширить.
Несмотря на то, что мыслительные плоты представляют собой не более чем концептуальное средство передвижения, которое переносит вас от одного выбора к другому, они являются ничем иным, как основой всего, что вы когда-либо создавали в этом мире. Если вы будете воспринимать ваши убеждения как нечто временно полезное, то тогда резко возрастет ваша способность к приспособлению, при этом ваше самосознание будет медленно разворачивать перед вами панораму возможностей, которые прежде казались невероятными. То, что вы считаете истинным или возможным, определяется вами же установленными границами, но если вашей отправной точкой будет бесконечный потенциал, создается замечательная среда для исследования вашего разума. Когда вы движетесь в среде, которая постоянно меняется, полезно быть гибкими. Вы никогда не знаете, как она может помочь вам осознать нечто в мире, во что вы не верили всего несколько мгновений назад.
И наоборот, если вы предпочитаете быть упрямыми и негибкими, поглощенными своими идеями, вы обречены вновь и вновь возвращаться к состоянию, которое явилось причиной ваших страданий и страданий тех, кто вас окружает. Такая позиция отражает неспособность к саморегуляции, что прекрасно показало исследование доктора Гроссарт-Матичека. Суть в том, что ценность идеи измеряется дистанцией, которую она поможет вам преодолеть на жизненном пути. Никакой другой ценности она не имеет. Мы редко отваживаемся отказаться от идеи, которая нам верно служила, так как все кругом убеждены, что истина абсолютна. К счастью, после прочтения этой главы вы, возможно, начнете постепенно отказываться от идей, которые лежат в вашей голове мертвым грузом, и понятие истины является одной из них.
Притча о плоте подводит нас к мудрому заключению: истина относительна и субъективна. Она не абсолютна, и, даже если бы была таковой, это никак не влияет ни на меня, ни на вас. Все, что имеет значение при создании вашей личной реальности, это то, что вы считаете правдой. Вы не проектируете навесной мост или первоклассный механизм, таким образом, подобные познания в области естественных наук – удел исследовательских учреждений. Ваше дело – достигнуть жизненной удовлетворенности, а это философия сердца и чувств. Мыслительные плоты искажают каждый выбор, который вы делаете в своей жизни, и неважно, сможете ли вы опытным путем доказать их пригодность или нет. Вы все равно будете действовать, опираясь на них, и ваша реальность будет окрашена в их цвет.
Неотъемлемой частью понятия «истина» является ошибочное представление о том, что, как только вы примете эту истину, она останется таковой навсегда. В конце концов, ничто не может быть «более истинным», чем сама истина. И пусть мы выросли в весьма отличающихся друг от друга культурах, с разными укладами, философиями, обычаями и опытом, но каждый из нас придерживается своей истины, так как она для нас единственная. Такая установка становится основанием для серьезного разлада среди людей и наций, потому что наша неспособность быть более разносторонними в своем мышлении является основной причиной всех конфликтов. Гораздо проще поставить под сомнение чью-либо истину, чем признать изначальную ошибочность своей.
Одним из самых сложных вопросов философии познания является быстротечность; постоянные перемены. Этот процесс опровергает само понятие правды, тот факт, что существует нечто абсолютное. Все постоянно находится в процессе превращения в нечто иное. Современные люди зачастую придают излишнее значение стабильности, трудоустройству, избеганию несчастных случаев и в целом стараются контролировать естественный процесс беспрерывного изменения. Это еще один пример того, как далеко мы ушли от естественных природных ритмов. Однако если вашей целью является духовное совершенствование, признание того, что рост и перемены неотделимы друг от друга, предполагает готовность оставить в прошлом свои убеждения. Статус-кво представляется заманчивым потому, что сейчас ваша задача – достигнуть других результатов в жизни. Даже самые лучшие мыслительные плоты по-прежнему будут доставлять вам страдания, от которых вы ищете избавления, если только вы не готовы усомниться в том, что, по вашему мнению, верно, истинно, желанно и неприкосновенно. Мы естественным образом вырастаем из идеи так же, как в детстве перерастали пару обуви. Независимо от того, насколько хороши они были в прошлом, единственные мыслительные плоты, которые имеют значение в вопросе духовности, это те, которые раскрывают действительность здесь и сейчас, а не там и потом.
Вместо того чтобы искать абсолютную правду, принятие мыслительного плота о субъективной истине станет лучшим проводником в достижении покоя, к которому вы стремитесь. Тысячи взаимосвязанных мыслительных плотов в вашей голове составляют вашу «личную истину», уникальную реальность, основанную на том, каким вам кажется мир, и вам приходится приспосабливать их к пути, который вы выбираете. Пора забыть об эмпирической и поддающейся измерениям реальности науки и сконцентрировать внимание на том, что вы можете изменить в своей собственной голове здесь и сейчас. Прежде всего, стоит разобраться в том, чем является для вас реальность. Необходимо развивать способность осознавать свое восприятие, если вы хотите изменить личную истину так, чтобы она соответствовала вашей духовной цели. Изменение будущего требует принятия того факта, что истина, которой вы придерживаетесь сейчас, влияет на вашу реальность. В мире мыслительных плотов понятия «верное» и «ложное» неуместны. Вы должны спросить себя: «Каким образом этот мыслительный плот помогает мне попасть в место, необходимое мне для духовного роста?» Если плот служит вашей цели, сохраните его. Если нет, оставьте «на берегу», поблагодарив за то, что он помог вам заплыть так далеко.
Ирония заключается в том, что до тех пор, пока мы не научимся использовать «личную правду», она, как правило, включает противоположные установки. В то время, как нечто, принадлежащее вам, должно быть уникально, в действительности оно зачастую не является таковым. Откуда взялись ваши убеждения? Создали ли вы их сами? Являетесь ли вы свободно мыслящей натурой, как вы думаете о себе? Возможно, что и нет. Большинство из ваших мыслительных плотов были переданы вам, когда вы еще были ребенком, они пришли к вам через тысячелетия, передавались поколениями, от семьи к семье, от человека к человеку и, в конце концов, запечатлелись в вашей голове как ваша личная истина, как ценности, с которыми вы живете всю свою жизнь. Каждая культура учит своих детей тому, что является правильным, а что нет, что является хорошим, а что плохим, что можно делать, а что нельзя, что следует чувствовать, а что нет, что можно сказать и чего говорить не стоит. Здесь все управляется людьми, которые нас вырастили. От наших родителей к нашим собственным семьям, от учителей к почитаемым старцам, от авторитетных лиц к героям, разница между правдой и обманом определяется не тем, что реально, а что нет, она определяется для нас теми людьми, кого мы больше всего любим и уважаем в этом мире. Мы забираем эту пусковую программу мыслительных плотов с собой во взрослую жизнь, унося вперед пламя местных традиций, обычаев и ритуалов, чтобы оказать влияние на свою семью, соседей, город и нацию в целом, в которые мы привносим энергию наших идей.
Тибетцы считают, что к семи годам ребенок уже принимает свою личную истину. Когда мы узнаем ее от тех, кого больше всего любим и кому доверяем в этом мире, нет ничего удивительного в том, что мы не пытаемся поставить ее под сомнение. Всего лишь за 2555 первых дней жизни наш взгляд на мир приобретает прочность и представляет собой фундаментальную структуру каждого решения, которые определят качество последующих 24 000 дней.
Результаты использования мыслительных плотов – культуры и традиции, которые способствуют возникновению разнообразия наций в современном мире. Людям свойственно инстинктивное стремление принадлежать племенной системе верований. Мы ищем соответствие в убеждениях коллектива, а верования каждого коллектива имеют в основе одну и ту же идею: мы самые лучшие, наша религия говорит о едином Боге, наша истина абсолютна и так далее. Другими словами, нам всем нравится считать, что мы правы. Мы слетаемся к правде, как мотыльки к огню, выражая ее в религии, политике и социальных статусах. Это подпитывает ощущение нашего эго, принадлежности чему-то осязаемому, что является замечательной иллюзией. Можно оспорить тот факт, что стремление к поддержке и связи с людьми посредством общих убеждений сильнее самого нашего желания верить. Когда быть правым также означает изоляцию, большинство на это не решается, так как изоляция требует четкого понимания того, кем вы являетесь для себя, и одновременно делает вас еще более желанной мишенью для остальных.
Существует распространенное убеждение, что люди противостоят переменам просто-напросто потому, что они выдергивают их из зоны комфорта. Чему мы на самом деле противостоим, так это угрозе разрыва исторической нити убеждений, связывающей нас с нашими семьями, друзьями и культурой, которую несут с собой перемены. Жизнь становится проще, когда мы воспринимаем мир под одним углом с теми, с кем наиболее тесно связаны. Мы приспосабливаемся.
Если вы внезапно понимаете, что некоторые из ваших мыслительных плотов более не являются убедительными для вас, то вы можете оторваться от ваших родителей, братьев и сестер, церковников, учителей и профессоров, медсестер и врачей: от всех тех людей, которые научили вас тому, что вы усвоили и внедрили в свою модель поведения. Часто ли мы меняем свою религию, например? Очень редко. Даже тогда, когда мы намеренно отвергаем привычные убеждения своего круга, как это делает мятежная западная молодежь, мы, тем не менее, воссоздаем эти связи в иной форме. Как сказал Джордж Кристоф Лихтенберг, немецкий ученый и сатирик XVIII века: «Делать прямо противоположное, значит тоже имитировать». Мы можем обманываться убеждением о том, что мыслим свободно и творчески, хотя все наши идеи уже встречались ранее. Преодоление социальной стигмы и давления окружающих, заставляющих вас оставаться теми, кем вас хотят видеть, является еще одной проблемой на сложном пути перемен.
Это не означает, что основные мыслительные плоты общества, в котором вы живете, не меняются. Перемены происходят всегда. Тенденции приходят и уходят; некоторые более явно, чем другие. Например, современные общества во всем мире постепенно отошли от сельской жизни, фермерства и перешли к городам и масштабным производствам, в связи с чем в среде обитания появились новые мыслительные плоты. Естественное обучение и образ жизни, тесно связанный с землей, были вытеснены механизированным мышлением и прямолинейной логикой, основанной на идеях индустриальной революции, которые до сих пор присутствуют в современной идеологии. Таково прогрессирующее направление и в Азии, где я живу, так как устремление умов от объединений крестьянских семей (следует отметить – все еще по существу племенных единиц) к городской жизни выражено здесь даже более резко, чем в западных странах, где данный процесс происходил на протяжении длительного исторического периода. Не только уровень самосознания и восприимчивости понижается по мере того, как некультивированный разум подвергается воздействию структурированной искусственной среды современных городов, но меняются убеждения, касающиеся окружающего нас мира, что отражается в появлении новых мыслей, слов и поступков, далеко не всегда ведущих к улучшению качества жизни. Такая перемена в мыслительных плотах является причиной изменений системы ценностей, которые происходят в Азии последние 30 лет, при этом не похоже, что переход от частного землепользования к жизни в городской черте замедлится. Как предсказывает исследование, опубликованное Азиатским банком развития в декабре 2006 года, в течение следующих 25 лет население городов Азии вырастет на 70 процентов и превысит 2,6 миллиарда человек. По мере того, как городская территория будет расширяться, семейные ячейки будут сжиматься.
Мыслительные плоты воссоздаются на мировом уровне. Каким же будет неизбежный результат этого процесса?