Кратко говоря, ученики бросают школу, потому что несчастливы там.
Им могут не нравиться как сообщество в школе, так и изучаемые дисциплины. Возможно, они получают слишком много отрицательных и слишком мало положительных обратных реакций от учителей и сверстников. Они могут чувствовать, что школа не отвечает на их потребности, обучаясь, они получают информацию, которая не соответствует их жизни. Они могут хотеть работать целый рабочий день, а не полдня, как возможно обучаясь в школе, чтобы получать больше денег.
Школа и стресс
Хорошо известно, что постоянный стресс приводит к психологическому и физическому нездоровью человека, к неспособности выполнить самое
Простое задание. Большое число исследователей сосредоточили свое внимание на источниках стресса во время обучения в школе, а их, как выяснилось, множество.
Учащиеся нередко сообщают, что в школе их бьют, угрожают ножом или пистолетом и что вообще там они чувствуют себя беззащитными. Кроме того, источниками стресса могут стать: осмеяние перед всем классом; окрики учителей; неудачный результат контрольной работы; смена преподавателей; кража в школьном гардеробе; свалка в школьной столовой или выброшенные на пол вещи.
Все, что нарушает гармонию и мешает процессу обучения, может служить причиной стресса и оказывать влияние на успеваемость в рамках школы (Ainslie, Shafer, and Reynolds, 1996).
Неуспеваемость, апатия, неудовлетворенность
В отсев учеников из школы вносят свой вклад многие факторы (Evans, Cicchelli, Cohen, Shapiro, 1995). Можно назвать плохую технику чтения, отставание в учебе, неправильный выбор школьной программы, второгодничество, плохие оценки (Goldschmidt, Wang, 1999), не сложившиеся отношения с преподавателями, низкий коэффициент интеллектуального развития. Ученики с проблемами с памятью или низким коэффициентом интеллекта с большей вероятностью покинут школу, чем другие группы учащихся (Dunn, Chambers, Rabren, 2004). Существует и некая общая, размытая категория, которую можно обозначить как апатия, недостаток мотивации, ощущение собственной ненужности. Многие отчисленные ученики отнюдь не являются эмоционально или социально неадаптированными личностями, они просто не испытывают интереса к учебе, считают ее пустой потерей времени и предпочитают замужество или работу. Такие молодые люди вполне способны учиться на приемлемом
Уровне, но не хотят этого. Иногда оказывается, что такой «незаинтересованный» подросток просто учится не по той программе.
Бывает достаточно перевести его из класса по подготовке в высшие учебные заведения в класс профессионального обучения, как он сразу же перестает скучать на уроках. Многие не уходят из школы сами — их либо периодически выгоняют с уроков, либо временно отчисляют, что затем превращается в постоянное отсутствие.
Отчуждение
Отчуждение учащихся, которое в школьном контексте выражается в плохой академической успеваемости, прогулах, бунтарских настроениях, представляет собой сложное явление. Одной из причин отчуждения является бессилие. Ни для кого не является секретом, что люди чувствуют свое бессилие, когда ими манипулируют и управляют представители власти, ссылаясь на правила социальных установлений. Точно так же в школе учащиеся сознают свое бессилие, понимая, что ничего не могут изменить, никоим образом не могут повлиять на политику школы, на распределение по курсам, на свое положение. В итоге они выбирают позицию невмешательства, у них пропадает стремление работать за символические вознаграждения — похвалу или почетную грамоту, они начинают прогуливать занятия или просто сидят на уроках и ничего не делают.
Другим источником отчуждения является ощущение бессмысленности. Учащиеся не вполне понимают взаимосвязь между предметами, преподаваемыми в школе, и теми социальными ролями, которые им предстоит играть в будущем.
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Насилие в школе
Школьные перестрелки, подобные той, что произошла в Литтлтон, Колорадо, заставили многих подростков задуматься о безопасности своего пребывания в школе.
Выходит, что оно не безопасно. Хотя обстановка в школах более или менее безопасна по сравнению с серединой 1990-х гг., все же ученики подвергаются большей опасности, чем раньше. Так как уровень преступности среди несовершеннолетних за пределами школы снижается быстрее, чем в ее пределах, сегодняшние подростки одинаково рискуют подвергнуться нападению в школе и на улице (в прошлом школы гарантировали большую безопасность). Около 9 % учащихся средней школы сообщали о вооруженных нападениях на них на территории школы, около 6 % сообщали, что носят в школу оружие. Парни и девушки, белые, чернокожие и латиноамериканцы — все одинаково рискуют подвергнуться нападению в школе.
Учащихся чаще грабят, чем наносят физические увечья, и они одинаково рискуют быть ограбленными в школе и за ее пределами. Около 30 % школьников подвергались грабежу или были обворованы во время занятий спортом (Snyder, and Sickmund, 2006).
Кто чаще носит огнестрельное оружие в школу? Старшие подростки чаще делают это, чем младшие, и учащиеся из проблемных семей носят оружие чаще, чем дети из полных семей, воспитывающиеся обоими родителями. К ним также относятся подростки, чувствующие себя чужими и непопулярными в школе, и члены банд. Ученики школ, в которых царит холодная и недружелюбная обстановка, могут носить в школу огнестрельное оружие. Многие учащиеся носят в школу огнестрельное оружие для самозащиты, они боятся, что будут вынуждены защищаться (May, 1999).
Многие ученики боятся за свою безопасность в школе. Особенно это опасение распространено среди городских небелых учащихся и девушек (Harris et al., 1995). Испытывающие страх ученики сообщают, что опасения за свою безопасность отрицательно сказываются на их успеваемости и иногда являются причиной прогулов (Bowen, and Bowen, 1999).
Школы реагируют на опасения учащихся по-разному. Большинство учителей и представителей администрации средних школ сейчас относятся к этой проблеме гораздо серьезнее. Примерно в 80 % школ на сегодняшний день действуют официальные программы предупреждения насилия (Heaviside, Rowand, Williams, and Farris,
1998). Многие применяют новые программы по улучшению взаимоотношений между сверстниками, чтобы избежать конфликтов между учащимися. Все больше и больше школ нанимают охрану или поручают учителям наблюдение за школьными спортивными площадками. Некоторые школы периодически проверяют личные шкафчики учащихся.
Страх перед школьным насилием — проблема, которая не решится в ближайшем будущем. Спровоцированная отчужденностью, доступностью оружия и насилием в средствах массовой информации, эта проблема не может быть решена одними только школами.
Третья причина — отсутствие нормативов. Человек не осознает связи между целями и нормами социальных установлений. Администрация школы часто вознаграждает тех учащихся, которые хорошо учатся и хотят получить высшее образование. Однако она менее справедливо относится к ученикам, представляющим низкие социально-экономические слои или национальные меньшинства. Как следствие, такие ученики могут с легкостью отказаться от норм поведения официальной школы и принять другие — например, своих приятелей или членов подростковой группировки (Май, 1992).
Беременность и замужество — две из наиболее частых причин, почему’ девушки бросают учебу’. Школы, предлагающие специальные программы для матерей-подростков, играют важную роль в их образовании
Беременность и брак
Отказ от учебы в старших классах в пользу создания собственной семьи — достаточно редкое явление для мальчиков, но беременность и замужество — широко распространенная причина прекращения учебы для девочек.
Тридцать процентов беременных школьниц бросают школу (Whitman, Bokowski, Keohg, Weed, 2001).