Чтобы вы могли определить, на сколько ваш ребенок готов к тому, чтобы взять на себя ответственность за свою учебу, вам нужно знать одну простую истину: два человека не могут нести ответственность за одно и то же дело в одно и то же время. Если вы берете ответственность на себя, ваш ребенок уже не может сделать этого. Ваши сын или дочь не могут быть ответственными за какое-либо дело, если вы им этого не позволите. По мере взросления ребенка нужно все больше доверять ему, постепенно возлагая на него ответственность, посильную для его возраста и способностей.
Для многих семей выполнение домашних заданий стало настоящей проблемой. Если родители берут на себя ответственность за это дело, они освобождают от нее своего школьника. В результате ребенок не учится проявлять инициативу.
Чтобы правильно мотивировать ребенка, нужно дать ему возможность быть инициативным. Готовность родителей постепенно и вовремя отойти в тень и позволить ребенку взять инициативу и ответственность на себя является важной составляющей воспитательного процесса. Проявляя инициатив у, ребенок берет на себя ответственность; беря на себя ответственность, он получает мотивацию.
Многие временами не желают выполнять домашние задания; особенно часто это случается в раннеподростковом возрасте, в нормальный пассивно-агрессивный период жизни ребенка. Но даже и в это время мы должны помнить о том, что ответственность за домашние задания лежит не на нас, а на ребенке. Можно сказать своему подростку, что вы с радостью готовы ему помочь, если он попросит об этом. Но и в этом случае старайтесь не делать работу вместо него, но вновь возложите всю ответственность на его плечи.
Например, если у сына или дочери сложности с математикой и он (она) просит о помощи, можно заглянуть в учебник, найти раздел по данному вопросу и вернуть книгу ребенку, сказав при этом: «На этой странице дано объяснение. Почитай внимательно и скажи мне, когда закончишь. Я буду рядом». Отправляя ребенка к соответствующему источнику за получением ответа на свои вопросы, вы приучаете его к инициативе и ответственности, умению полагаться на свои силы, а также к правильной мотивации. При необходимости можно предложить ребенку обратиться к учителю за объяснением.
Если вы прежде брали всю ответственность за выполнение домашних заданий на себя, а теперь решили переложить ее на плечи сына или дочери, будьте готовы к кратковременному спаду их успеваемости в школе. Главное в том, что ваш ребенок учится быть ответственным и самодостаточным человеком, а это отличный урок для его будущей жизни. По мере того как уменьшается потребность в вашей помощи и участии в учебных делах ребенка, и у него и у вас появляется больше свободного времени для совместного и интересного времяпрепровождения и отдыха.
Сегодня у нас мало людей, активно мотивированных на инициативу и личную ответственность. Какой чудесный дар мы могли бы передать нашим детям — умение быть самодостаточными людьми, не зависящими от других в своих делах и поступках! Многие родители и воспитатели привыкли брать ответственность за учебу своих детей на себя.
Взрослые поступают так, потому что искренне заботятся о своих детях, но ошибочно считают, что обязаны делать для них все и всегда.
Но, конечно, вполне нормальные дети, в конце концов, восстают против такого контроля. Вместо того чтобы обременять детей излишней опекой, родителям лучше всего начать постепенно приучать детей к самоконтролю, который способствует возрастанию их в зрелости. С одной стороны, с этим нельзя спешить, чтобы раньше времени не обременить ответственностью неокрепшие плечи ребенка. С другой стороны, нельзя неоправданно затягивать с этим. Несомненно, излишний контроль мешает развитию у детей творческих способностей, энтузиазма и желания учиться.