В главе 4 мы говорили о способах управления гневом, два из которых позитивны, два негативны по своему характеру, а один нейтрален. Это очень важно знать, потому что добрые чувства — это самые здоровые мотиваторы, они стимулируют ребенка к хорошим поступкам. Поэтому процессы воспитания и обучения должны быть максимально приятны для ребенка и насыщены положительными эмоциями. Именно по этой причине в ваших отношениях с ребенком не должно доминировать наказание.
Некоторые современные христианские источники используют теории, совершенно противоположные этой важной концепции, которая утверждает, что позитивное поведение есть следствие позитивного воздействия. Если вы прибегаете преимущественно к негативным способам воздействия на ребенка, таким, как физическое наказание, то вы стимулируете развитие у него подсознательных мотиваций поступать как раз вопреки вашему желанию и воле. И, наоборот, если ваше общение с ребенком и его обучение построено на доброте и любви, он будет подсознательно желать порадовать вас, доставить вам удовольствие, потому что сам воспринимает позитивную подсознательную мотивацию.
Как хочется, чтобы все родители поняли это! Из-за непонимания этих важных вещей даже в самых прекрасных семьях возникают порой тяжелейшие проблемы с детьми. Меня до глубины души огорчает то, что так много детей из благополучных, по-видимому христианских, семей разрушают свою жизнь. Родители этих детей — вполне достойные люди, которых христианские книжные и устные источники убедили в том, что главное в воспитании — это родительская реакция на поведение детей, и они добросовестно старались применять это правило на практике. Их упорно убеждали в преимуществе негативных средств контроля за поведением детей и ничего не сказали о том, как важно прежде всего удовлетворять их эмоциональные потребности.
Такой воспитательный метод порождает несколько типов негативных подсознательных мотиваций, включая пассивно-агрессивное поведение. Как правило, он дает свой горький плод, и мы имеем его сегодня — это антиродительские настроения, это неповиновение представителям законной власти, это, наконец, бунт против Бога. В большинстве случаев родители не в состоянии понять причины трагедий своих детей, ведь они воспитывали их так, как их учили христианские «эксперты». Приучая детей к строгой дисциплине в первые годы их жизни, родители не имели больших проблем, но, взрослея, дети все больше выходили из-под родительского контроля, демонстрируя пренебрежение к стоящим над ними авторитетам.
И сегодня воспитание методом реагирования на поведение ребенка продолжает разрушать благополучие многих христианских семей. Не имея понятия о жизненно важных нуждах своих детей, такие воспитатели увлекаются жесткими дисциплинарными методами, а потом с горечью взирают на плод своих усилий, когда их дети восстают против них и против всех Божьих ценностей.