Поскольку наше отношение к детям очень сильно влияет на формирование у них подсознательных мотиваций, давайте еще раз обратимся к пяти способам корректировки поведения, изложенным в главе 4. Но на этот раз мы рассмотрим проблему воспитания и дисциплинирования в связи с феноменом мотивации.
• Просьба — самое позитивное средство управления поведением ребенка. Она нейтрализует гнев ребенка и вызывает у него положительные эмоции. Ваша просьба как бы говорит за вас: «Я уважаю твои чувства в этой ситуации» или «Я уважаю твое мнение по этому поводу» и, что самое замечательное, — «Я прошу тебя сделать это, потому что ты можешь взять на себя такую ответственность». Закладывая такой фундамент отношений, вы помогаете ребенку взрослеть эмоционально и психологически. Но самое ценное качество, которого лишена наша современная культура, состоит в том, что, обращаясь с такой просьбой к ребенку, вы приучаете его брать на себя ответственность за свое поведение.
• Приказ — негативное средство управления поведением ребенка. Разумеется, приказ годится там, где не действует просьба, но надо помнить, что часто сама словесная формулировка приказа несет в себе негативный заряд. Приказ нередко вызывает у ребенка гнев, потому что подразумевает следующее: «Меня не волнуют твои чувства и мнения на эту тему. Ты не способен (не способна) отвечать за свое поведение и просто должен (должна) делать то, что я тебе велю». Все это не может не вызывать протест, потому что здесь нет ни капли эмоциональной поддержки, ни капли любви. Приказами и командами невозможно воспитать зрелого и ответственного человека, с точки зрения мотивации. Родители, увлекающиеся командирским тоном, должны задуматься о том, почему их дети не реагируют на просьбы, и первое, куда им следует заглянуть, — это эмоциональная емкость детской души.
• Мягкое физическое прикосновение — это еще один способ позитивного воздействия на поведение ребенка. Здесь подразумевается легкое и ненавязчивое физическое побуждение ребенка к выполнению определенного действия. Нежное, любящее прикосновение никогда не вызывает негативных реакций, в отличие от приказа и физического наказания. Такое прикосновение особенно эффективно с маленькими детьми, но и на старших детей оно действует благоприятно. К примеру, младший подросток настолько сильно возбужден и расстроен, что лучше всего его в этот момент изолировать от других, удалив из комнаты, чтобы дать ему успокоиться, прежде чем предпринимать какие-то дальнейшие шаги. Но сделать это надо мягко и с любовью, для чего лучше всего обнять ребенка за плечи и повести в нужном направлении, говоря при этом: «Давай пойдем туда и посидим там немного». Ребенок, привыкший к доброму прикосновению, обязательно отзовется на него, и этого будет достаточно для того, чтобы сложная ситуация легко уладилась. Там, в другой комнате, можно побеседовать с подростком о причинах его плохого поступка.
• Наказание — самый негативный метод корректировки поведения ребенка. С одной стороны, слишком мягкое и снисходительное наказание отрицательно влияет на мотивации подростка, потому что он не сможет в таком случае осознать последствия своего дурного поведения и не будет мотивирован к хорошим поступкам. Однако слишком суровое наказание вызывает протест и непослушание, что в итоге блокирует всякую возможность формирования позитивных мотиваций в будущем.
• Модификация поведения — этот воспитательный метод следует применять с большой осторожностью. Злоупотребление им ориентирует ребенка на получение вознаграждения: «Что я буду за это иметь?» Такая позиция свойственна современным молодым людям, которые хотят получить все и ожидают компенсацию за малейшее усилие со своей стороны. Этот метод требует от родителей мудрости и чувства меры.
Любая мотивация требует усилий. Если вся энергии ребенка или большая ее часть тратится на то, чтобы справиться с негативными подсознательными мотивациями, то на положительные мотивации, направляющие ребенка на хорошие поступки, ее уже не хватает. Если же подростку не приходится затрачивать усилия на подавление негативных подсознательных мотиваций, ему легче стать цельной и здоровой личностью. Когда родители заботятся об удовлетворении эмоциональных потребностей ребенка, он становится положительно мотивированным и стремится поступать так, чтобы доставлять удовольствие старшим, помогать другим и вообще быть достойным гражданином. В ребенке возрастает желание быть нравственно цельной личностью, любящим и заботящимся о других христианином, который равняется на Христа.
Чтобы прийти к таким положительным результатам, родители должны фокусировать свое внимание на позитивных мотивациях. Однако, к несчастью, большинство родителей заняты формированием у своих детей именно негативных мотиваций.
Рассмотрим четыре наиболее распространенные негативные мотивации.