Как ладят подростки в смешанных семьях с приемными братьями и сестрами?

Обычно взаимоотношения между сводными детьми теплые и дружелюбные, хотя и достаточно поверхностные. Сводные братья и сестры, как правило, сосуществуют без обострения отношений, но при этом они и не становятся очень близкими друг другу.

После усыновления приемные подростки часто конфликтуют или не подчиняются своим родителям, зачастую они говорят приемным родителям: «Ты не имеешь права указывать мне, ты не моя мать!» Приемным детям также зачастую трудно справиться с возросшей автономией, если они знают, что раньше их бросили. Они также могут столкнуться с предвзятым отношением общества из-за своего статуса приемного ребенка. Но важнее всего то, что усыновленным детям труднее дается личностное самоопределение. Трудно самоопределиться — понять, кто ты, — когда не располагаешь всей необходимой информацией о своей жизни (Grotevant, 1997). Особенно это касается подростков, усыновленных закрыто и ничего или почти ничего не знающих о своих биологических родителях. Подростки, которых усыновили открыто, общавшиеся со своими биологическими родителями, не испытывают подобной проблемы, но зато могут конфликтовать с новой семьей, имеющей другие ценности и ведущей другой образ жизни.

Особую группу риска составляют подростки, усыновленные родителями другой расы. Они испытывают гораздо более серьезные проблемы с личностным самоопределением, чем дети, усыновленные внутри своей расовой группы. Приемные родители часто не способны помочь своим детям в их этническом самоопределении. Несмотря на это, приемные дети из других расовых групп преуспевают в жизни не хуже, чем усыновленные внутри своей расовой группы. Они не меньше уверены в себе и в конце концов справляются с этническим самоопределением (Levi-Schiff, Zoran, and Shulman, 1997; Vroegh, 1997).

Выводы о воздействии на детей повторных браков

1. Около 30 % американских подростков живут с одним биологическим родителем, чаще с матерью. Родители примерно 50 % этих подростков развелись, матери примерно 40 % этих подростков никогда не состояли в браке с их биологическими отцами.

2. Большинство исследователей согласны, что развод имеет как кратковременный, так и долговременный эффект на развитие подростка.

3. Первая эмоциональная реакция подростка на развод может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду.

4. Хотя большинство детей, чьи родители развелись, нормально развиваются и хорошо приспосабливаются, переживание развода ухудшает семейные отношения и повышает вероятность проблем адаптации у подростков и молодых людей.

5. То, какое воздействие развод оказывает на подростка, зависит от многих факторов: семейной атмосферы и поведения родителей, заботы о нем после распада семьи, обстоятельств и причин развода, того, в какой форме он протекал, как сказался на отце и матери и их новых взаимоотношениях, был ли ребенок вовлечен в конфликт между родителями, как были решены вопросы об опеке и о дальнейшем устройстве его судьбы.

6. Совместная опека не лучше и не хуже опеки, осуществляемой одним родителем. Совместная опека хороша, когда у родителей одни цели воспитания подростка, но она, безусловно, вредна, если при ней подросток оказывается между двумя враждующими родителями.

7. Слишком мало исследований, в которых сравнивали бы подростков, воспитанных матерями, никогда не вступавшими в брак, и вдовами. Те исследования, которые проведены, часто сравнивают подростков из семей с разным социоэкономическим статусом и принадлежащих разным расам и этносам. И кроме того, очевидно, что воспитание матерью, никогда не вступавшей в брак, и матерью, оставшейся в одиночестве после развода, практически схоже.

8. Одинокий отец столь же успешен в воспитании ребенка, как и одинокая мать.

9. О подростках, которые воспитываются одинокими матерями, особенно афроамериканских подростках, чаще всего заботятся бабушки.

10. Большинство разведенных людей впоследствии вновь вступают в брак — в следствии чего многие подростки воспитываются в семьях с неродными отцами и матерями.

11. При повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, так как дети с трудом воспринимают их как замену своим родителям.

12. Взаимоотношения между мачехами и детьми более напряжены, чем отношения между отчимами и детьми, поскольку мачехи в большей мере вовлечены в их жизнь.

13. В то время как у сыновей возникает больше проблем при разводе родителей, у девочек больше проблем возникает при вступлении их в повторный брак.

14. Подростки, воспитанные в смешанных семьях, в большей мере похожи на подростков, воспитанных одним родителем, чем на подростков, воспитанных в семье с двумя родителями.

15. Связь между сиблингами в смешанной семье обычно ослабляется. Связь между детьми разных родителей в смешанном браке часто теплая, но не близкая.

16. Приемные подростки живут лучше, чем подростки, воспитывающиеся одним родителем, но они имеют больше проблем адаптации, чем подростки, воспитывающиеся биологическими родителями.

Групповое обсуждение

Ключевые термины

Опека проживания

Совместная опека

Юридическая опека

Вопросы для обсуждения Личные размышления

Подумайте над вопросами 1-5, если ваши родители развелись. Если у вас нет подобного опыта, задайте эти вопросы тем, у кого он есть. Подумайте над вопросами 6-7, если ваши мамы и папы никогда не состояли в браке; если они зарегистрированы, спросите об этом тех, кто имеет такой опыт.

1. Как повлиял на вас развод родителей? Что вы испытывали? Приведите пример, иллюстрирующий ваши доводы.

2. Что вас особенно расстроило, когда ваши родители развелись в первый раз? Представьте список «да» и «нет» для родителей, которые разводятся.

3. Какой тип опеки относительно вас избрали ваши родители? Какое решение, с вашей точки зрения, могло бы быть идеальным? Почему?

4. Довольствовались ли вы ситуацией в вашей семье (мать, никогда не состоявшая в браке), когда вы выросли? Чувствовали ли вы различие или отвержение какого-либо рода? Приведите пример.

5. Были ли у вас близкие отношения со взрослым мужчиной (дядей, дедушкой и т. д.)? Были ли эти отношения важны для вас? Почему?

6. Было ли среди ваших сверстников негативное отношение к подросткам, воспитанным одним родителем? У вас? Если — да, то почему?

7. Какие роли подходят мачехам и отчимам, проживающим с подростками? Проживающим отдельно? Как должны характеризоваться их отношения с детьми?

8. Набросайте список преимуществ и проблем проживания вместе с детьми от другого брака.

9. Если вы — приемный ребенок, когда у вас появился интерес к биологическим родителям? Насколько это вас интересовало? Полезна ли оказалась информация, которую вы получили?

10. Если бы вы были приемным ребенком, как вы думаете, вам было бы интересно поддерживать отношения с биологическими родителями? В чем были бы преимущества и недостатки такого общения?

Вопросы для дискуссии

11. Следует ли обществу затруднить возможность развода?

12. Разведенным родителям не следует удаляться от места жительства другого разведенного родителя.

13. Являются ли основными причинами плохого воспитания подростков в семьях с одним родителем бедность и тяготы жизни?

14. Нужно ли мачехам и отчимам воспитывать неродных детей?

Рекомендуемая литература

1. Emery, R. L. (1999). Marriage, Divorce and Children’s Adjustment. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Corwin.

2. Ganong, L. H., & Coleman, M. (2003). Stepfamily Relationships: Development, Dynamics and Interventions. New York: Springer.

3. Hetherington, E. M. (1999). Coping with Divorce, Single-Parenting, arid Remarriage: A Risk and Resiliency Perspective. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

4. Howard, J. A., and Smith, S. L. (2003). After Adoption: The Needs of Adopted Youth. Washington, DC: Child Welfare League of America.

5. Mason, M. A., Skolnick, A., and Sugarman, S. D. (2002). All Our Family: New Policies for a New Century. A Report of the Berkeley Family Forum. 2nd ed. Oxford, England: Oxford University Press.

6. Papernow, P. L. (2002). Becoming a Stepfamily: Patterns of Development in Remarried Families. Hillsdale, NJ: Analytic Press.

7. Steinberg, G., & Hall, B. (2000). Inside Transracial Adoption. Indianapolis, IN: Perspectives Press.

8. Tasker, E L., and Golombok, S. (1998). Growing Up in a Lesbian Family: Effects on Child Development. New York: Guilford.

9. Teyber, E. (2001). Helping Children Cope with Divorce. 2nd ed. Lexington, MA: Lexington Books.

Оставьте комментарий