Действительно ли взрослые умнее подростков или они просто больше знают?

Несомненно, по сравнению с подростками у взрослых было больше времени на приобретение необходимых знаний и жизненного опыта, к тому же мышление у них более развито. Они лучше оценивают сложные, непонятные вопросы и анализируют противоречивую информацию. К тому же многие взрослые (но, конечно, не все) решают проблемы до того, как они вырастут до невероятных размеров. Итак, большинство экспертов согласны с тем, что взрослые действительно умнее подростков.

К примеру, представьте, что человека с формальным мышлением и человека с диалектическим мышлением попросили высказать мнение о новом законе, позволяющем неограниченную вырубку леса на государственных территориях. Человек, мыслящий формально, ответил бы: «Это ужасный закон, представьте, какой это огромный ущерб природе!» или «Отлично!

Этот лес необходим для строительства домов! Это пойдет на пользу экономике!» Человек, мыслящий диалектически, скорее ответит так: «Этот закон полезен, так как поможет снизить показатели безработицы среди лесорубов, но с другой стороны, леса трудно восстановить и они так прекрасны. Может, придумать закон, позволяющий вырубать больше леса, но в то же время предусматривающий его охрану?» Для мыслящих формально мир кажется более простым и непосредственным, чем для человека с диалектическим мышлением. Положительной чертой простоты формальных операций является то, что такое мышление позволяет человеку быстро принимать решения и действовать, а не разбираться в сложностях. Негативный аспект такого упрощенного подхода в том, что, руководствуясь им, люди могут принимать неправильные и поспешные решения. (Последнее высказывание — еще один пример диалектического мышления по данному вопросу.)

В отличие от Пиаже Арлин (Arlin, 1975) предположил, что есть пятая стадия когнитивного развития: стадия проблемного поиска. Эта новая стадия характеризуется креативным мышлением, предвидением новых вопросов и открытием новых методов решения проблем. Она представляет способность открывать проблемы пока схематически очерченные или поднимать общие вопросы для пока недостаточно сформулированных проблем. Люди на стадии проблемного поиска упреждают и вскрывают проблемы до того, как они становятся очевидными.

Диалектика — продвинутая форма мышления, которая позволяет создавать новое и интуитивно объединять противоречивые данные.

Стадия проблемного поиска — пятая стадия когнитивного развития, для которой характерны креативность, поиск и формулирование проблем.

Данные свидетельствуют о том, что не все люди, достигшие стадии формальных операций, переходят на стадию проблемного поиска.

Оставьте комментарий