Практическая психология дома и на работе

Позитивное представление о себе помогает человеку быть дружелюбным и общительным, а также дает ему уверенность в новых начинаниях и при столкновении с трудностями. Позитивное представление о самом себе также повышает самооценку.

С наступлением пубертатного периода большинство молодых людей начинают строго себя оценивать, сравнивая не только части своего тела, но также и свои двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные навыки с такими же навыками своих сверстников, своих идеалов либо героев. Такая критическая самооценка сопровождается стеснительным поведением, которое может поставить подростков в неудобное положение. Она может меняться под воздействием воображаемой аудитории. Как следствие, подростки заняты тем, что пытаются подчинить свое Я, как они его воспринимают, своему идеальному Я. К позднему подростковому периоду большинство подростков уже разобрались с собой, определили, кем они могут быть в самом идеальном варианте, и объединили свои стремления в свои идеальные Я.

Карл Роджерс (Carl Rogers, 1961) был одним из крупнейших теоретиков в области разработки теоретической и практической модели идеальных Я. Он описывал конечный этап развития личности как основополагающую согласованность между объективной реальностью и чьим-либо представлением о самом себе. Такой результат дает свободу от внутренних конфликтов и тревожности. Когда люди понимают то, кем они являются, и то, кем они себе кажутся, и хотят это объединить, тогда они могут принять себя, избегая всяких противоречий. Их восприятие самих себя и отношения с другими приводит к принятию себя и принятию собственной самооценки. Психологическое несоответствие появляется тогда, когда существует расхождение между тем Я, которым индивидуум является по отношению к другим, и тем, каким он себя представляет либо хочет быть.

Умственное здоровье

Позитивное самовосприятие или высокая самооценка является желательным результатом процесса развития человека. Это связано с умственным здоровьем на протяжении длительного периода времени и эмоциональным благосостоянием (Klein, 1995). Люди, у которых самооценка никогда не была развита в достаточной степени, обнаруживают симптомы эмоционального нездоровья (Koenig, 1988). Есть очень тесная взаимосвязь между низкой самооценкой и депрессией в подростковом возрасте (Dori, and Overholser,

1999) и отдельная, такая же сильная взаимосвязь между низкой самооценкой и суицидальным поведением (Groholt, Ekeberg, Wichstrom, and Haldorson,

2000).

Индивидуумы с низкой самооценкой могут иметь психосоматические симптомы и тревожность (Byrne, 2000). Низкая самооценка, как было установлено, также может стать причиной употребления наркотиков и внебрачной беременности (Kalil, and Kunz, 1999; Parker, and Benson, 2005). Фактически внебрачная беременность часто является попыткой со стороны молодых женщин повысить свою самооценку (Streetman, 1987). Низкую самооценку также связывают с расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия и булимия (Sassaroli, and Ruggiero, 2005).

Иногда подростки с низкой самооценкой пытаются развить ложное Я, или надеть на себя маску, в которой они смотрят на мир. Это компенсаторный механизм, используемый для преодоления чувства собственной никчемности и доказательства другим, что человек чего-то стоит. Такие молодые люди пытаются прикинуться кем-то другим, чтобы произвести впечатление на людей. Тем не менее попытка произвести впечатление — это стресс. Действовать уверенно, дружелюбно, энергично, когда ты совсем этого не чувствуешь, — это значит находиться в постоянной борьбе. Обеспокоенность тем, что ты можешь сделать неверный шаг, быть застигнутым врасплох, создает определенное напряжение.

Еще одна причина для беспокойства заключается в том, что люди с низкой самооценкой представляют собой переменчивую и нестабильную личность. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно реагируют на критику или отказ, что является свидетельством их чувства неадекватности (Rosenthal, and Simeonsson, 1989). Они могут испытывать сильное беспокойство, если над ними смеются, когда их обвиняют или когда у других сложилось плохое мнение о них. Чем более уязвимыми они себе кажутся, тем выше их уровень тревожности. Такие подростки рассказывают: «Мне ужасно больно, если кто-то меня критикует» или: «Терпеть не могу, когда кто-нибудь надо мной смеется или меня обвиняет, если что-то случается». В результате они чувствуют себя неловко и неудобно в различных ситуациях и как можно чаще пытаются избегать неловких ситуаций.

Межличностная компетенция и популярность

Люди с низкой Я-концепцией часто не принимаются другими людьми. Принятие другими, особенно лучшими друзьями, позитивно влияет на самооценку Принятие себя в значительной степени позитивно коррелирует с принятием других и другими (Harter, Stoker, and Robinson, 1996). Таким

Образом, есть тесная связь между принятием себя и популярностью.

Низкая приспособленность к обществу, которая связана с низкой Я-концепцией и самооценкой, проявляется по-разному. Подростки с низкой самооценкой часто невидимы для общества (см. главу 17). Их не замечают и не выбирают в лидеры, и они не принимают участия в классных, клубных, общественных мероприятиях. Они не защищают свои права и не выражают свое мнение о вещах, которые их касаются. У этих подростков чаще всего развивается чувство изолированности и одиночества. Если эти чувства усиливают негативную Я-концепцию и еще больше занижают самооценку, то может образоваться замкнутый круг.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются подростки с низкой самооценкой, — это чувство напряженности, связанное с их ролью (de Bruyn, and van den Boom, 2005; Fenzel, 2000). Большинство младших подростков переживают стресс при переходе из начальной в среднюю школу, который связан с новыми ожиданиями, увеличившимся количеством сверстников в классе и отсутствием личностного общения. Но тогда как более популярные подростки могут найти социальную поддержку у друзей, менее популярных подростков дразнят и запугивают их сверстники. Таким образом, менее популярные тинейджеры испытывают двойную неприятность: от стресса, связанного с переходом на другую ступень обучения, и от враждебности либо пренебрежения со стороны сверстников.

Успехи в школе

Все большее количество фактов поддерживают теорию, согласно которой существует корреляция между Я-концепцией и успеваемостью в школе. У успешных учеников более развитое чувство достоинства, и они в какой-то мере лучше относятся к себе (Garzarelli, Everhart, and Lester, 1993). Тем не менее эта связь обратима. Те, у кого высокая самооценка, лучше учатся в

Школе, а те, кто хорошо учится в школе, имеют более высокую самооценку (Liu, Kaplan, and Risser, 1992). Представляется, что оценки в какой-то мере более влияют на самооценку, чем самооценка влияет на оценки в школе (Hoge, Smit, and Crist, 1995). Одна из причин заключается в том, что ученики, которые уверены в себе, имеют мужество пытаться что-то сделать, и у них есть мотивы для поддержания того образа, который они себе создали. Ученики, которые испытывают негативное отношение к самим себе, ограничивают свои собственные достижения. Им кажется, что они «никоим образом не могут это сделать» или что они «недостаточно умны» (Fenzel,

1994) —

Недавно внимание было обращено на то, какие стратегии используют дети в школе, чтобы показать, что они не способны выполнить классную работу. Откладывая задания на потом, специально не пытаясь ничего делать, позволяя другим отрывать себя от обучения и используя другие стратегии, не позволяющие учиться, школьники могут показать, что обстоятельства, а не отсутствие способностей, являются причиной плохой успеваемости. Данные исследования 256 восьмиклассников указывают на то, что юноши чаще используют данные стратегии, чем девушки, а менее успешные ученики используют их чаще, чем более успешные ученики (Midgley, and Urdan, 1995).

Исследования подчеркивают то, что участие во внеклассных мероприятиях также связано с повышением самооценки. Принимают ли в них участие школьники потому, что у них высокая самооценка, либо потому, что это повышает самооценку, остается под вопросом, но тем не менее оба эти понятия коррелируют между собой. Также участие во внеклассных мероприятиях связано с более высоким средним баллом и меньшим количеством пропущенных занятий (Fertman, and Chubb, 1992). Это согласуется с другими данными, согласно которым участие в школьных мероприятиях, особенно спортивных, связано с высокой самооценкой как у

Парней, так и у девушек (Steiz, and Owen, 1992).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *