Практическая психология дома и на работе

Хотя в детстве различия в самооценке полов незначительны, в подростковом периоде у парней часто более высокая самооценка, чем у девушек. Возможно, это потому, что девушек-подростков больше волнует собственная внешность и они ею менее довольны, чем парни в данном возраст.

Самооценка девушек также зависит от других факторов по сравнению с самооценкой юношей. Самооценка девушек намного теснее связана с тем, насколько физически привлекательными они себя считают (Wade, and Cooper, 1999), а также с их чувством взаимосвязанности с другими — их социальными связями (Josephs, Markus, and Tafarodi, 1992). Самооценка парней более всего связана с их достижениями и занятиями спортом (Wigfield, Eccles, Maclver, Reuman, and Midgley, 1991).

Почему у девушек-подростков более низкая самооценка, чем у юношей-подростков? Некоторые исследователи указывают на тот факт, что мужские черты характера считаются американским обществом более предпочтительными, чем женские (Markus, and Kitayama, 1994). Другие исследователи указывают на негативное влияние СМИ на телесный имидж девушек (Kilbourne, 1995), а еще иные предполагают, что сложнее поддерживать высокую самооценку, когда она во многом зависит от того, что думают о тебе другие. В любом случае, эта разница важна, даже если она довольно мала, поскольку самооценка помогает определить чье-либо настроение, цели и жизненные планы.

Физические ограничения

Как можно предположить, подросткам с физическими ограничениями и негативным телесным имиджем сложнее сформировать позитивное представление о самих себе и позитивную самооценку по сравнению с более обычными подростками (Koff, Rierdan, and Stubbs, 1990). (Важность физической привлекательности и телесного имиджа обсуждалась в главе 5.) Степень физической привлекательности и принятие чьего-либо физического Я определенно влияют на формирование общего представления о себе.

Стресс

Исследование, проведенное с 2154 школьниками в возрасте от 14 до 19 лет в штате Северная Дакота, обнаружило, что при увеличении количества негативных событий в жизни уровень самооценки снижается (Youngs,

Rathge, Mullis, and Mullis, 1990). К негативным жизненным событиям относятся: смерть близкого члена семьи, несдача экзамена, перемена школы или места жительства, болезни, проблемы на работе, проблемы в отношениях, а также изменения в семье, такие как появление нового члена

Семьи или развод. Эти данные важны, поскольку если стресс негативно сказывается на самооценке, то это, в свою очередь, влияет на многие аспекты жизни подростков, как мы уже видели. Неудивительно, что падение самооценки негативно влияет на адаптацию в раннем подростковом периоде (Tevendale, DuBois, Lopez, and Prindiville, 1997).

СВОИМИ СЛОВАМИ

Мне помнится, у меня была невысокая самооценка в раннем подростковом возрасте… Я была застенчивой и очень тихой, а еще я была больше похожа на парня, чем на девушку. И когда другие девушки стали краситься и одеваться, то я резко стала от них отличаться. Я не хотела себя менять. Мне нравилось быть пацанкой и веселиться. Когда я пошла в среднюю школу, моя самооценка сначала очень сильно упала, потому что там я никого не знала и чувствовала себя очень одинокой. Тем не менее через некоторое время я нашла группу людей, которая мне нравилась и которым я тоже нравилась, и постепенно моя самооценка начала расти. Это заняло какой-то период времени, но сейчас мне кажется, что у меня достаточно высокая самооценка.

Изменение представления о себе в подростковом возрасте

До какой степени меняется представление о себе в подростковом возрасте? В общем и целом Я-концепция постепенно стабилизируется (Coleetal., 2001). Тем не менее подростки особо тонко реагируют на важные события и перемены в их жизни. Одно исследование выявило пониженную самооценку у десятиклассников после того, как они и их семьи переехали жить в город, который находился на большом расстоянии от прежнего местожительства. Чем более недавними и частыми являются переезды, тем больше негативное влияние на самооценку (Hendershott, 1989).

Исследования указывают на то, что самооценка наиболее низкая в раннем подростковом периоде, и это кажется справедливым для всех рас, этносов, полов и социоэкономических статусов. Для такого низкого уровня есть несколько причин. С развитием когнитивных способностей приходит способность видеть себя более реалистично, а не в том розовом свете, в каком дети видят себя в более раннем детстве (Marsh, 1989). Таким образом, в подростковом возрасте кому-то может внезапно показаться, что он не так уж хорош собой. Вдобавок при наступлении периода полового созревания подростков очень начинает интересовать поиск парней и девушек, и поэтому они становятся тревожными и недовольными своей внешностью. Это в большей степени относится к девушкам, чем к парням, влияя на большее падение самооценки девушек в этом возрасте (Allgood-Merten, Lewin-son, and Hope, 1990; Pliner, Chaiken, and Flett, 1990).

Самым важным, пожалуй, является тот факт, что в этом возрасте школьники переходят из начальной школы в среднюю. Переход из более защищенной начальной школы, где у ребенка мало учителей и один класс с одноклассниками, в намного большую, более обезличенную среднюю школу, где учителя, ученики и даже кабинеты постоянно меняются, может негативно повлиять на представление о себе. Исследование показало, что школа — это намного более критический фактор, чем возраст. В одном исследовании шестиклассники начальной школы лучше относились к себе, чем шестиклассники, которые посещали среднюю школу (Wigfield, and Eccles, 1994). Многие научные работы подтвердили данные о том, что переход из начальной школы в неполную среднюю или среднюю школу может быть стрессовым событием в жизни младших подростков (Fenzel,

1989; Mullis, Mullis, and Normand in, 1992).

Представление о себе и самооценку можно улучшить при помощи полезных

Событий (Markstrom-Adams and Spencer, 1994). Например, было установлено, что летний лагерь может помочь улучшить представление о себе у подростков. Исследования показали хорошие результаты тренингов уверенности в себе, проводящиеся для школьников и студентов, которые застенчивы, замкнуты и не могут общаться с другими студентами, учителями и родственниками (Waksman, 1984).

Достижение успехов Получение общего признания Спортивность Чувство собственной привлекательности Авторитетные родители Высокие профессиональные устремления Близкие отношения с родителями

Улучшается


Я-концепция

Низкий социоэкономический статус Переход в среднюю школу Авторитарные родители Все дозволяющие родители Отсутствие хороших показателей в учебе Неприятие сверстниками Переезд

Ухудшается

Рис. 8.2. Факторы, влияющие на самооценку подростков

В заключение необходимо сказать, что представление о себе не полностью закладывается в подростковом периоде, хотя отличительные качества и черты сохраняются. С возрастом эти отличительные черты становятся более стабильными. Тем не менее Я-концепция может меняться под влиянием сильных факторов (рис. 8.2). Помочь подростку с негативным самоопределением сформировать зрелое и позитивное представление о себе нелегко, но в некоторых случаях это возможно. С уверенностью можно сказать, что проще изменить его в подростковом, чем во взрослом возрасте.

Идентичность

Без сомнения, одной из самых важных задач, которая стоит перед подростками, является формирование идентичности. Как было написано в главе 2, концепция идентичности впервые была предложена Ериком Эриксоном. Идентичность в некоторой степени является всей историей жизни (McAdams, 2001). Общество ожидает от молодых людей, что они будут принимать решения о поступлении в колледж и/или нахождении работы, что они будут влюблены в кого-либо, будут делать выбор в пользу каких-либо политических учений и религиозных практик (Rotheram-Borus,

1989). Эриксон описал задачу формирования идентичности как задачу принятия решений, исследуя варианты, и проигрывания определенных ролей (Adams, Gulotta, and Montemayor, 1992). Далее, по мере взросления, если эти ценности, убеждения, цели и привычки становятся неактуальными, человек может заняться переопределением и усовершенствованием идентичности. Сформированная идентичность, несомненно, не является постоянной, напротив, это непрерывный процесс саморефлексии и изменений на протяжении всей жизни (Baumeister, 1991).

Семь конфликтов

Вы должны принять огромное количество решений, прежде чем полностью сформируете идентичность: где вам жить, сколько вы хотите иметь детей, насколько важна для вас религия. При этом Эриксон полагал, что семь вопросов имеют первостепенное значение, хотя некоторые из них могут показаться более очевидными, чем другие:

1. Временная перспектива или крушение долгосрочных планов. Появление чувства времени и продолжительности жизни является решающим для

Подростка, который должен сопоставить прошлое и будущее и сформировать определенную концепцию того, сколько времени нужно людям для осуществления своих жизненных планов. Это значит, что необходимо учиться оценивать и распределять свое время. Правильное чувство времени развивается относительно поздно в подростковом периоде, примерно в 15-16 лет.

2. Уверенность в себе или застенчивость. Этот конфликт касается развития самоуверенности на основании предыдущего опыта. Таким образом, человек верит в себя и чувствует, что у него есть достаточное количество шансов осуществить стоящие перед ним цели. Чтобы это сделать, подростки проходят через периоды усиленного самоанализа и самоосознания, особенно в области их физического имиджа и социальных отношений. Если развитие проходит по относительно нормальному пути, то у детей развивается уверенность в себе и в своих способностях. У них развивается уверенность в своих возможностях справляться с задачами в настоящем, а также уверенность в будущем успехе.

3. Экспериментирование с ролями или закрепление ролей. У подростков есть возможность «примерить» различные роли, которые они должны играть в обществе. Они могут экспериментировать с большим количеством личностей, чертами характера, способами общения и действия, идеями, целями или типами отношений. Личность определяется при возможности таких экспериментов. Тот, кто внутренне слишком сдержан и чувствует немалую вину, кто безынициативен или кто преждевременно укрепился в какой-то роли, никогда в действительности не узнают, кто он есть на самом деле (Erikson, 1968).

4. Эксперименты с профессиями или прикованность к одному рабочему месту. Точно так же у подростков есть возможность исследовать и попробовать себя в различных профессиях, прежде чем принять

Окончательное решение о призвании. Выбор специальности играет немалую роль в формировании личности человека (Erikson, 1968). К тому же негативное представление о самом себе в виде мыслей о своей неполноценности может помешать человеку совершенствовать навыки, которые необходимы для преуспевания в школе и на рабочем месте.

5. Сексуальная поляризация или бисексуальность, неспособность идентифицироваться с полом. Подростки продолжают свои попытки определить, что значит быть мужчиной и женщиной. Эриксон полагал, что важно, чтобы подростки четко идентифицировали себя с одним либо другим полом в качестве основы для будущих гетеросексуальных отношений и в качестве основы для стабильной личности. К тому же он подчеркивал, что для нормального функционирования общества мужчины и женщины должны быть готовы взять на себя так называемые «правильные» роли. Таким образом, есть необходимость в сексуальной поляризации (Erikson, 1968). Большая часть сегодняшнего анализа утверждений Эриксона (а также большая часть критики) относится к утверждению о необходимости сексуальной поляризации, которую он подчеркивал.

По Эриксону, гармоничная личность формируется по мере того, как подросток выбирает ценности, убеждения и цели. Эти решения принимаются посредством рассмотрения различных вариантов и принятия определенных ролей

6. Лидерство и подчинение или путаница в авторитетах. По мере расширения социальных горизонтов подростков при обучении в школе, при вхождении в социальные группы и при появлении новых друзей они учатся брать на себя роль лидера, а также подчиняться другим. В то же время они сталкиваются с тем, что небывалое количество людей и институтов требуют от них своей преданности. Государство, работодатель, родители и друзья — все выставляют свои требования, в результате чего подростки перестают понимать, кому они должны быть верны. Кого они должны слушать? За кем они должны идти? Кому они должны быть преданны в первую очередь? Для нахождения ответов необходимо пересмотреть личные ценности и приоритеты.

7. Приверженность идеологии или смешение ценностей. Сформированная идеология воздействует на другие аспекты поведения. Эриксон (Erikson,

1968) назвал эту борьбу «стремлением к привязанности». Он подчеркнул, что индивидуумам нужно во что-то верить либо чему-то следовать.

Если подросток способен разрешить семь этих конфликтов, то он становится сильной личностью. Кризис миновал, когда ему уже не нужно каждую минуту задаваться вопросом о своей идентичности, когда он перестроил детскую идентичность и создал новую идентичность (Erikson, 1950). Эриксон признал, что поиск приемлемой идентичности усложняется в период стремительных социальных перемен, поскольку старшее поколение уже не может больше дать молодому поколению пример адекватных ролевых моделей.

Статус идентичности

Когда Эриксон ввел идею идентичности, он расширил наше понимание развития подростков и стал вдохновителем невероятного количества исследований о развитии чувства собственного Я, которое появляется в подростковом периоде. Из всех этих исследований наиболее важные были проведены Джеймсом Марсиа (James Marcia, 1966,1976,1991,1994) — Согласно Марсиа, критериями зрелости идентичности являются две переменные: кризис и обязательство в отношении выбора профессии, религии и политической идеологии. «Кризис определяет период, в течение которого подросток занимается выбором значимых альтернатив, обязательство определяет степень личной вовлеченности, выказываемой индивидуумом»

(Marcia, 1966; поставлен акцент). Зрелая идентичность появляется тогда, когда индивидуум пережил кризис и стал отвечать за выбор профессии и идеологии.

Марсиа (Marcia, 1966) обнаружил четыре базовых статуса идентичности: несформированная идентичность, идентичность, сформированная другими (предопределенная идентичность), задержанная идентичность, сформированная идентичность. Таблица 8.1 показывает четыре статуса личности, которые мы рассмотрим более подробно в следующих параграфах.

Таблица 8.1. Четыре статуса идентичности в зависимости от стадии развития Я

Объемы исследования

Уровень обязательства

Наличие обязательства

Отсутствие обязательства

Исследовал альтернативы в прошлом

Ид ентичность сформирована

Идентичность не сформирована

Исследует альтернативы в данный момент

-

Формирование идентичности задержано

Никогда не исследовал альтернативы

Идентичность, сформированная другими

Идентичность не сформирована

Из работы: Archer, S. L. (1989b). «The Status of Identity: Reflections on the Need for Interventions Journal of Adolescence», 12, 345-359.

Несформированная идентичность

Подростки с несформированной идентичностью еще не пережили период кризиса, не приняли обязательство перед профессией, религией, политической философией, сексуальной ролью и не приобрели личных стандартов поведения (Archer, and Waterman, 1990). Они не пережили кризис идентичности ни в одном из этих вопросов, а также еще не прошли через процесс переоценки, поиска и рассмотрения альтернатив.

В плане развития несформированная идентичность является самым простым статусом идентичности и обычно является нормальной характеристикой младших подростков. Со временем при увеличении давления со стороны родителей, сверстников и школы большинство молодых людей в конце концов начинают решать эти вопросы. Подростки, которые и дальше не интересуются обязательствами перед чем-то, возможно, маскируют свою неуверенность в вопросах, касающихся идентичности (Berzonsky, Nurmi, Kinney, and Tammi, 1999). При отсутствии уверенности в себе они скрывают свои чувства, выражая апатию. У подростков с несформированной идентичностью обычно низкая самооценка, на них чрезмерно влияют сверстники, и обычно у них нет значимых друзей. У них бесконечно меняются интересы и люди, с которыми они общаются. Они эгоистичны и гедонистичны.

Если подросток попытался принять обязательства за какие-либо идеи и у него не получилось, то в ответ может появиться гнев по отношению к родителям, религиозным или политическим лидерам. Старшие подростки, которые выпадают из общества, которые протестуют против всех установленных ценностей и которые приобрели нигилистическое отношение, попадают в данную категорию. Подростки с несформированной идентичностью, которые избегают волнения, кризиса и обязательств, употребляя алкоголь и наркотики, пытаются отрицать существование любых проблем.

Идентичность, сформированная другими (предопределенная идентичность)

Подростки с идентичностью, сформированной другими (предопределенной идентичностью), не пережили кризис, но определились в профессии и идеологии, тем не менее это является результатом не их собственных

Поисков, а было уже продумано за них и передано им, зачастую их родителями. Они часто идентифицируют себя с родителем того же пола (Celia, DeWolfe, and Fitzgibbon, 1987). Они становятся тем, кем другие хотят, чтобы они стали, в действительности не решая ничего за себя. Примером такого статуса идентичности является молодой человек, который хочет быть врачом, потому что его мать или отец хотят, чтобы он был врачом.

Подростки с предопределенной идентичностью не в состоянии отделить свои собственные цели от целей, которые поставили перед ними их родители. В одном исследовании подростки с идентичностью, сформированной другими, имели очень сильные эмоциональные связи с семьей, но это были настолько близкие отношения, что в них просматривалась запутанность. Подростки с предопределенной идентичностью имеют значительно более низкий уровень здоровой независимости от других (Papini, Mucks, and Barnett, 1989).

Люди с идентичностью, сформированной другими, часто авторитарны и нетерпимы. Они конформисты и размышляют традиционным образом (Berzonsky, 1989; Kroger, 2003). Они ищут защиты и поддержки значимых других или в семейном кругу (Kroger, 1990). Тем не менее в состоянии стресса они действуют некорректно. Их уверенность основывается на избегании перемен и стресса. Как заметил один исследователь, «абсолютное отсутствие конфликтов в подростковом периоде — это верный знак того, что психологически индивидуум не развивается» (Keniston, 1971, р. 364). Также была высказана идея, что формирование идентичности другими — это способ снижения тревожности. Люди, которые очень некомфортно чувствуют себя при возникновении неопределенности, принимают решения, не задумываясь. Они могут вступить в брак, еще учась в школе, а также рано принять решения касательно профессии, долго не раздумывая над этим.

Идентичность, сформированная другими, — по Марсиа,

Формирование такой идентичности происходит без собственного поиска и исследования, а под влиянием родителей.

Несформированная идентичность — по Марсиа, те подростки, которые не пережили кризиса и не исследовали значимые альтернативы, не приняли обязательства перед идеей в поисках приемлемой идентичности.

Некоторые исследователи предполагают, что статусы идентичности неоднородны, что увеличивает необходимость разделения их на подкатегории (Kroger, 1995). Например, некоторые исследования показали возможность разделения людей на тех, у кого стабильная предопределенная идентичность, и тех, у кого развивающаяся предопределенная идентичность, в зависимости от желания индивида реагировать на меняющиеся обстоятельства окружающей среды. Подростки со стабильной предопределенной идентичностью не склонны изменять свой статус. Подростки с развивающейся предопределенной идентичностью могут в будущем переходить на стадию задержанной идентичности, уходя от родительского влияния. Сегодняшние исследования развития идентичности в позднем подростковом периоде и на раннем этапе взрослой жизни, проводимые на разных отрезках времени и включающие анализ различных областей, указывают на то, что менее половины людей с идентичностью, сформированной другими, изменяют свой статус в течение 1-6 лет (Kroger,

2003). Те, у кого хватает потенциала изменить свою идентичность, сформированную другими, более защищены и имеют меньшую потребность в одобрении по сравнению с теми, у кого его не хватает (Kroger, 1995).

СВОИМИ СЛОВАМИ

Я полностью застрял на стадии задержки формирования идентичности — не самое веселое местечко. Когда я перешел в колледж, помнится, люди говорили, что у меня огромное количество времени, чтобы понять, чем же я хочу в жизни заниматься. Ну… время стремительно подходит к концу, а я все еще не знаю, что же я действительно хочу делать. Меня обрадовали, сказав, что обычно никто не остается на этой стадии, потому что прямо сейчас мне кажется, что я, возможно, никогда не пойму, чего же я хочу. Я поглощен мыслями о своем будущем и о том, где я буду через ю лет.

Если сделать вывод о прошлых десяти годах, то я прошел путь от озабоченности своей внешностью и популярностью до озабоченности работой и деньгами. Мне кажется, что тот факт, что у меня нет четкого ответа на свои вопросы, все только усложняет. У меня достаточно высокая самооценка.

Формируется ли идентичность у людей, которые живут в культурах, которые не поощряют и не поддерживают кризис идентичности? Конечно да, но идентичность формируется не самим человеком. Для того чтобы нормально функционировать в данной культуре, не обязательно иметь собственно сформированную идентичность. Прохождение через этап принятия решений, который необходим для формирования идентичности, не является обязательным, если подростку не нужно принимать никаких решений. Например, если существует только одна возможная профессия (скажем, фермер), если у всех одни и те же убеждения и если все женятся, то тогда не будет никакого реального кризиса. Несомненно, проще иметь предопределенную идентичность, живя в обществе, где все предопределено.

Задержка формирования идентичности (временный мораторий на развитие идентичности)

Слово мораторий обозначает период времени в жизни подростков, когда они становятся участниками затяжного кризиса, продолжают поиски своей идентичности и еще не стали приверженцами определенных целей.

Подростковый возраст — это период, когда исследуются альтернативы для дальнейшего принятия решений. Но некоторые подростки, у кого наблюдается задержка формирования идентичности, вовлечены в длительный кризис. Как следствие, они растерянны, непостоянны и недовольны. Они часто мятежны и несговорчивы. Некоторые подростки с задержкой формирования идентичности избегают разрешения проблем, и у них есть склонность тянуть с их решением до последнего, когда уже сама ситуация диктует поведение (Berzonsky, 1989). Поскольку эти люди переживают кризис, они часто тревожны (Meeus, Iedama, Helsen, and Vollebergh, 1999). Одно исследование даже указало на то, что страх смерти у подростков с задержанной идентичностью выше, чем у подростков трех других статусов (Sterling, and Van Horn, 1989). Подростки с таким статусом идентичности часто бывают не уверены в том, те ли они выбрали в колледже профильные предметы, а также могут быть недовольны своей учебой в колледже и своим образованием. В связи с такой ситуацией подростки нередко «примеряют» на себя целый ряд идентичностей (даже радикально противоположных), прежде чем находят ту, которая им лучше всего подходит (Muuss, 19886). Таким образом, они могут «баловаться» различными экзотическими религиями, носить необычную и вызывающую одежду и выбирать непрактичные профессии. Тем не менее к концу такого поиска идентичности большинство становятся достаточно обычными людьми.

Почему подростки переходят из стадии предопределенной идентичности или неопределенной идентичности на стадию задержки формирования идентичности? Поступление в колледж побуждает к исследованию. Студенты колледжа сталкиваются с серьезным, содержательным кризисом, во время которого необходимо принять решение касательно профессии, и у них появляется стимул пересмотреть свою идеологию. Вдобавок колледж — это среда, в которой подростки встречают непохожих на них людей. Столкновение с людьми, которые придерживаются других ценностей и имеют другие желания, часто заставляет людей пересмотреть свои собственные взгляды и делает их менее уверенными в своих собственных убеждениях. Встреча с противоположными мнениями, а особенно мнениями тех людей, которых вы уважаете, стимулирует развитие идентичности (Bosnia, and Kunnen, 2001).

Сформированная идентичность

Субъекты со сформированной идентичностью пережили психологический мораторий, прошли через кризис идентичности, тщательно изучив различные альтернативы и варианты, и самостоятельно пришли к выводам, а также сами приняли решения. У них была сильная мотивация сформировать идентичность, и они смогли это сделать, потому как достигли высокого уровня внутренней психической интеграции и социальной адаптации. Как только идентичность сформирована, появляются принятие себя, четкая самоопределенность, а также приверженность какой-либо профессии, религии и политической идеологии. Появляются внутренняя гармония и принятие своих способностей, возможностей и ограничений. Появляется более реалистичная концепция целей.

Исследование старшеклассников указывает на то, что мало кто имеет сформированную идентичность в выпускном классе. Проживание с родителями, а также ограниченный жизненный опыт и опыт работы не способствуют формированию идентичности. Большинство, но не все 18-летние молодые люди знают о том, что им еще нужно сформировать идентичность. Одна студентка так написала в своем дневнике:

Когда я была в выпускном классе, то точно знала, что буду доктором. Сколько я себя помню, все время планировала сделать карьеру в области медицины. Я могла поспорить на миллион долларов, что это именно то, чем я собиралась заниматься. Какая ерунда! Я ненавидела все предметы по естественным наукам, которые мне пришлось изучать в колледже, и я, как могла, их хотя бы не завалить. Сейчас, когда я на четвертом курсе, я все еще не уверена, кем я хочу быть в этой жизни — но уж точно не доктором. Я хочу работать там, где нужно общаться с людьми, но это единственное, в чем я уверена.

Подростки с предопределенным статусом часто уверены в своих карьерных планах, и им кажется, что они определились со своей идентичностью. Тем не менее если они переходят на стадию задержки формирования идентичности, то они обычно пересматривают и отвергают свои первоначальные планы. Даже в колледжах 80 % студентов меняют свою специализацию на протяжении четырех лет обучения (Waterman, 1992). В общем процент подростков со сформированной идентичностью с возрастом увеличивается (Waterman, 1999).

Компоненты идентичности

Идентичность состоит из многих компонентов: физических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных, идеологических и психологических характеристик, которые составляют общее Я (Grotevant, 1987). Таким образом, люди могут определять себя в рамках их физической внешности, пола, социальных отношений и членства в группах, профессий и места работы, идеологий и присоединения к религиозным и политическим организациям. Идентичность можно описать в рамках совокупной концепции Я. Она личностна, поскольку является чувством Я, но она также социальна, поскольку включает в себя чувство Мы, или коллективную идентичность. Внутренне установление идентичности является как индивидуальным, так и социальным процессом (Adams, and Marshall, 1996). Подростки с позитивно определенной идентичностью сформировали чувство самопринятия. Также развитие идентичности связано с развитием близости и принятия других. Подростков тянет к тем, чей статус идентичности схож с их собственным (Goldman, Rosenzweig, and Lutter, 1980). Сформированная идентичность также благоприятствует развитию преданных отношений с другими: близость меняет идентичность, а это помогает людям расти (Kacerguis, and Adams, 1980).

Некоторые подростки выбирают себе негативную идентичность, которая расходится с культурными ценностями общества. В какой-то мере негативная идентичность — это разновидность предопределенной идентичности. Если о предопределенной идентичности можно сказать, что она беспрекословно исполняет желания авторитетных лиц, то кто-либо с негативным статусом идентичности сядет, когда ему скажут встать. Он/она будет получать удовольствие от противостояния и игнорирования более покорных среднестатистических индивидуумов. Подростка с негативной идентичностью можно рассматривать как «антипредопределенную личность», так как он/она формирует свое поведение исходя из того, чего ожидает большинство родителей, учителей и членов общества, но делает все наоборот. Лодыри, прогульщики, малолетние правонарушители, а также те, кто страдает синдромом оппозиционного противостояния, — это те люди, у которых может быть негативная идентичность. Протински (Protinsky, 1988) установил, что подростки, у которых есть проблемы с поведением, намного менее успешны в определении общей идентичности по сравнению с теми, у кого нет таких проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *