Практическая психология дома и на работе

Подростки-юноши легче влюбляются, чем девушки. Они влюбляются быстрее и чаще.

Потребность в любви необходима в жизни большинству людей. Если любовь взаимна, то она ассоциируется с наполненностью жизни и удовольствием. Встречающиеся влюбленные пары в среде учащихся колледжей считают себя самыми счастливыми. Кроме того, романтические увлечения помогают подросткам лучше познать себя и эмоционально отдалиться от своих родителей (Gray, and Steinberg, 1999).

Подростки могут обожать человека, с которым они совершенно незнакомы, и представлять себе романтические встречи с ним. Они часто сообщают, что влюблены в человека, которого они плохо знают и с кем редко разговаривают. В позднем подростковом возрасте они с большей осторожностью называют свои чувства любовью (Montgomery, Sorrell, 1998).

Сильная любовь может таить в себе немало опасностей. Успех окрыляет, но неудача может привести человека в отчаяние. Невостребованная любовь может повлечь за собой чувство опустошенности и тревоги. Утрата любви способна стать для подростка тяжелым испытанием.

Утрата любви

Прекращение романтических отношений влечет за собой значительные изменения в жизни человека, и подростки крайне огорчаются, когда их оставляют. Родители и другие взрослые часто недооценивают чувство горечи, потеряв привязанность. С точки зрения взрослых, отношения были слишком короткими и незначимыми. Взрослые стараются успокоить подростка, прибегая к следующим аргументам: «Ты еще слишком юн, чтобы понять, что такое любовь; твое увлечение было несерьезным», «Завтра ты обо всем забудешь», «Ты еще очень молод; у тебя впереди масса времени,

Чтобы найти другого человека», «Через некоторое время ты будешь удивляться тому, что ты мог находить в этом человеке». Но с точки зрения подростка, это, возможно, были отношения всей жизни. Разочарование в любви — одна из наиболее частых причин депрессий среди подростков, самоубийств и убийств (Joyner, and Udry, 2000).

На самом же деле подростки очень болезненно переживают утрату любви, потому что их Я еще формируется и еще не развита в полной мере способность справляться с неудачами. Подростки более остро реагируют на подобную потерю еще и потому, что, когда у них начинаются с кем-то романтические отношения, они склонны идеализировать партнера.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Романтические взаимоотношения между подростками с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Так как гомосексуальные подростки в меньшинстве и из-за предрассудков, с которыми они сталкиваются, им еще сложнее строить любовные взаимоотношения, чем гетеросексуальным подросткам. Конечно, большинство гомосексуальных подростков хотели бы завести однополые романы (Savin-Williams, 1990), но в основном им это удается с трудом. Боясь быть отверженными, большинство отваживаются завести отношения только с теми сверстниками, которые не скрывают своей ориентации, а таких немного не только в их школе, но даже в городе (селе), в котором они проживают. Даже если они знакомы с двумя-тремя другими гомосексуальными подростками, они сталкиваются с определенными затруднениями:

1) эти подростки могут казаться им непривлекательными;

2) они могут не нравиться этим подросткам;

3) эти подростки могут быть не заинтересованы в отношениях определенного типа (тайных или открытых, постоянных или временных);

4) они боятся потерять тех немногих друзей, на которых действительно могут положиться (Diamond, Savin-Williams, 2003).

Сталкиваясь с подобными трудностями, многие гомосексуальные подростки встречаются с представителями противоположного пола, несмотря на свои предпочтения. Кроме того, подростки-лесбиянки могут налаживать чрезвычайно крепкие отношения платонической дружбы с другими девочками (Diamond, Savin-Williams, Dube, 1999). Мальчики-гомосексуалисты также могут строить платонические дружеские отношения с девочками, стремясь получить эмоциональную поддержку, так как девочки благосклоннее относятся к их сексуальной ориентации, чем гетеросексуальные сверстники мужского пола.

Чтобы забыть об эмоциональных отношениях с другим человеком, требуется значительное время и немало усилий. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начать питаться отдельно в своей комнате. Они могут предаваться размышлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату, но при этом начинают вести бурный образ жизни,

Слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной из основных причин самоубийств среди подростков.

Ниже приведен ряд советов, заимствованных из научной статьи, которые могут помочь подросткам пережить утрату своей любви (Kaczmarek, and Backlund, 1991).

Дайте им понять, что испытывать напряженные чувства — в порядке вещей. Нужно позволить подросткам и чувствовать, и страдать.

Поощряйте их к выражению своих чувств и мыслей.

Научите их, как можно излить свое горе.

Поощряйте их больше полагаться на семью и друзей — тех, кто может разделить их боль и не станет отделываться лишь общими словами. В этом случае могут оказаться весьма полезными друзья, ранее пережившие подобную утрату любви.

Позвольте им передохнуть, чтобы пережить случившееся.

Способствуйте сохранению баланса между потребностью подростка в поддержке и необходимостью побыть наедине с самим собой.

Призывайте их следить за собой — не забывать об отдыхе, правильно питаться и поддерживать физическую форму.

Предложите им убрать подальше предметы, напоминающие о былой любви. Это позволит избавиться от мыслей об этой утрате.

Помогите им посмотреть на себя как на жизнеспособных людей, понимающих, что боль с течением времени ослабнет.

Помогите им понять, что в будущем у них будут и взлеты, и падения и что чувство печали все равно будет их время от времени посещать.

Посоветуйте им не принимать пока никаких важных решений и избегать каких-либо значительных изменений в своей жизни; скажите им, что период горьких переживаний — не лучшее время для решительных шагов.

Побуждайте их находить новые способы своего времяпрепровождения и открывать для себя новые возможности. Покажите им, как это можно сделать: пусть найдут себе какое-то увлечение, заведут новых друзей, займутся новым видом трудовой деятельности. Это поможет им вернуть чувство уверенности в собственных силах.

Свидания

Свидания — явление, характерное не для всех культур. Многие культуры запрещают свидания, а также близкие добрачные контакты между полами (Hatfield, and Rapson, 1996). Фактически свидания как практика американских подростков — свободный и независимый выбор партнера для романтических отношений без обдумывания того, перерастут ли они в брак, — совсем недавний культурный обычай. Каким целям служат свидания? Почему подростки (да и взрослые) назначают свидания? Вот ряд причин.

1. Способ развлечения. Одна из главных целей — хорошо провести время. Свидания — это возможность получить удовольствие; это форма отдыха и источник всевозможных наслаждений. Причем эта цель может быть и единственной.

2 . Дружеское общение без каких-либо намерений вступить в брак. Потребность в товарищеских отношениях с другими является одним из важнейших поводов для свиданий. Стремление дружить, быть по достоинству оцененным, любить и быть любимым — естественная составляющая процесса взросления.

3. Повышение или сохранение своего социального статуса. Молодые люди из более зажиточных семей ходят на свидания чаще, чем те, кто принадлежит к менее обеспеченным слоям населения. Свидания для них в какой-то мере — это возможность повысить, подтвердить или сохранить свой социальный статус. Членство в ряде молодежных групп предполагает именно такие, направленные на самоутверждение, аспекты свиданий. Хотя все реже свидания рассматриваются как средство поддержания статуса, но оно еще значимо престижная вещь в кросс-сексуальной социализации, особенно в ощущении себя «правильным» человеком.

Цели, по которым подростки встречаются, могут быть самыми разнообразными, от приятного времяпрепровождения до дружбы, выбора партнера, постоянных сексуальных и/или романтических отношений

4- Социализация. Свидания — это средство, способствующее личностному и социальному росту. Благодаря им подросток начинает лучше понимать окружающих и устанавливать с ними взаимоприемлемые отношения. С помощью свиданий молодые люди учатся сотрудничать, внимательно относиться к другим людям, быть ответственными; овладевают различными социальными навыками; осваивают нормы поведения в обществе. Часто это не является причиной для свиданий, но зачастую является их преимуществом.

5. Приобретение сексуального опыта и получение сексуального удовлетворения. Анализ показал, что свидания приобретают все более сексуальную направленность, по мере того как все больше подростков рано начинают вести половую жизнь. Является ли целью свиданий секс или же сексуальные отношения становятся естественным продолжением свиданий, зависит от взглядов, чувств, мотивов и системы ценностей юношей и девушек. Большая часть опросов, однако, показывает, что мужчины чаще, чем женщины, ждут, что взаимоотношения приведут к сексуальной близости, и это несовпадение ожиданий нередко становится потенциальным источником конфликтов.

6 . Достижение интимности. Стремление к близости является первичной психосоциальной задачей взрослеющих молодых людей. Близость предполагает все большую искренность, взаимовыручку, доверие, уважение, привязанность и верность, в результате чего отношения между двумя людьми становятся продолжительными, устойчивыми и наполненными чувством любви. Способность устанавливать близкие отношения развита у людей далеко не одинаково. Исследования демонстрируют, что близость в отношениях больше ценится женщинами, чем мужчинами, хотя различия между полами начинают уменьшаться в поздний подростковый период, когда юноши начинают проявлять большее внимание и заботу о своих подругах (Eaton, Mitchell, and Jolley, 1991). Как правило, женщинам проще, чем мужчинам, завязать дружескую беседу.

У. Поиск и выбор супруга. Независимо от того, является этот мотив сознательным или нет, в конечном счете он так или иначе присутствует, особенно у юношей и девушек старшего возраста, уже имеющих опыт свиданий. Чем дольше встречается пара молодых людей, тем меньше они идеализируют друг друга и тем больше у них возможностей лучше узнать партнера. Свидания создают условия для того, чтобы два человека образовали устойчивую пару. Если их отличает схожесть личностных черт, между ними скорее установятся взаимоприемлемые отношения, чем тогда, когда они разнятся по своим внешним данным, психологическим и социальным характеристикам.

8. Свидания оказывают влияние и подвергаются влиянию других факторов в жизни молодых людей. Одно из исследований доказало, что встречающиеся подростки более независимы от своих родителей и чаще конфликтуют с ними, чем те, кто ни с кем не встречаются (Dowdy, and Kliewer, 1998). Следующее исследование определило, что подростки, чувствующие большую эмоциональную дистанцию между собой и родителями, испытывали больше проблем во взаимоотношениях со своими возлюбленными, чем те, которые имели доверительные отношения с родителями (Larson, Peterson, Heatr, Birch, 2000). В ходе дополнительного исследования было установлено, что подростки, время от времени встречающиеся с кем-то, более привязаны к друзьям, чем те, у кого есть постоянная девушка или парень (Davies, and Windle, 2000).

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вопросы, которые подростки старшего возраста задают о свиданиях

Выборка из вопросов, представленных автору в письменной форме подростками на занятиях по основам семейной жизни. Вот какие вопросы, касающиеся свиданий, задают ученики десятых-двенадцатых классов средней школы:

¦ Можно ли встречаться сразу с несколькими мальчиками?

¦ Как определить, настоящая это любовь или нет?

¦ Как девочке уклониться от свидания?

¦ Должны ли мальчики приглашать вас куда-то, если вы не хотите все время просто гулять по улице?

¦ Как прервать отношения, не обидев другого человека?

¦ Как быть, если ваши родители не хотят, чтобы вы встречались с приятелем, который старше вас на три года (вам — пятнадцать, а ему — восемнадцать)?

Как подростки начинают встречаться

К старшему подростковому возрасту большинство американских подростков как минимум раз состояли в романтических отношениях (Catver, Joyner, and Udry, 2003). Большинство не начинают постоянно с кем-либо встречаться, пока не достигают старшего подросткового возраста, однако лишь 1/3 подростков 15-16 лет сказали, что имеют постоянного друга или подругу (Feiring, 1996).

=

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *